Ловля блох: державные амбиции Татарстана

На модерации Отложенный

«Ловля блох» – бесполезное внимание к мелочам, стремление отыскать и (или) исправить мелкие, никчёмные, непринципиальные недостатки, не обращая внимания на достоинства или важные недостатки. Викисловарь

Неаппетитное образное выражение «ловля блох» не всегда означало никчемные дела озабоченных ими людей. У него есть прямые исторические корни. В завшивевшей средневековой Европе охота на блох и вшей была привычным серьезным занятием. Вплоть до XVIII века там царила жуткая антисанитария. Даже в столичных городах не было ни водоснабжения, ни бань. Не было и канализации. Обходились горшками, которые опорожняли через окна, прямо на улицу. Отхожих мест не было даже в королевских дворцах! А их обитатели не мылись месяцами, даже годами. Провоняло и завшивело всё: и власть, и народ; и верхи, и низы. Для самих паразитов это был «золотой век».

Своим ходом шла и «модернизация», соответствующая потребностям комфортного быта. Были изобретены стулья и кресла с встроенными горшками как приятные удобства при долгих заседаниях и пиршествах. Наверное, вопрос доктора: «Как ваш стул?» – это отголосок оттуда. А изобретение одеколона и духов в какой-то степени помогло заглушить зловоние в салонах, но не избавило от вшивости. В европейских музеях можно видеть изящные палочки-чесалки из слоновой кости, которыми знатные дамы выковыривали блох и вшей из модных сооружений на голове. Золотые, ювелирной работы ловушки для кусачих паразитов украшали роскошные прически дам и парики кавалеров, модницы носили их и на груди. Ловили и давили отдельных больно кусающихся кровососов, но руки не доходили до устранения самой вшивости.

Женская хитрость придумала способ использования блох для «ловли» кавалеров. Вскрик дамы якобы от блошиных укусов звучал для готового услужить кавалера как сигнал к поиску и «ловли» зловредного паразита у страдающей дамы. Это как ныне в Татарстане – вопли какого-либо самозваного «эксперта» и наемного провокатора: «ваххабизм!», «сепаратизм!» тут же воспринимается как тревожный набат для ловцов политических «блох».

В придворном штате короля Людовика XIV был особый паж, ответственный за ловлю блох и вшей монарха. Он постоянно присутствовал рядом с шефом во время многолюдных королевских обедов. Престижная была должность. Пажами, даже для ловли насекомых паразитов , становились детки из знатных семей. Это ныне подбор подобных слуг более демократичен. Годится любой нравственный мутант с инициативой, всегда готовый выискивать гадости там, где их нет.

Вшивость, терзавшая многие народы, исчезла с появлением мыла. Исчезла и надоедливая забота о ловле блох и вшей. Но сама потребность услужливого непрошеного мелкотравчатого копошения в поисках какой-либо пакости – где-нибудь, у кого-нибудь – оказалась неистребимой.

Достойным хрестоматий примером ловли политических «блох» – там, где их нет, явилась весной 2011 года возня вокруг присяги президента Татарстана народу республики.

«Верховный суд России признал присягу президента Татарстана незаконной!» – такое сообщение волной злорадства прокатилась по всему информационному пространству России.

Вот он, этот текст «незаконной» присяги:
"Торжественно клянусь верно служить народу Республики Татарстан, обеспечивать права и свободы граждан, государственный суверенитет Республики Татарстан, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Татарстан и законы Республики Татарстан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Татарстан".

Говорят, что все началось с доноса стукача-кляузника. Не знаю, с его ли подсказки или самостоятельно, но прокурору Татарстана (точнее, прокурору России в Татарстане) показалось, что присяга президента подконтрольной ему республики – неправильная, то есть незаконная. Верховный Суд Татарстана, то есть Верховный Суд России в Татарстане, чутко уловив дуновение несвежих политических ветров, решил, что прокурор прав. С решением своих нижесидящих коллег согласилась Коллегия Верховного Суда РФ.

Так, что же нашли ловцы в тексте присяги президента Татарстана?
Обнаружили, что в тексте присяги нет «указания на соблюдение президентом РТ федерального законодательства». Да, есть такой факт. Наверное, потому, что татарстанские законодатели, утвердившие текст присяги президента РТ, последовали примеру присяги президента РФ. Там ведь тоже отсутствует «указание на соблюдение федерального законодательства»! Федеральный президент тоже ограничивается клятвой «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации».

Текст его присяги президента РФ вписан в статью 82 Конституции РФ:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Получается так, что, с точки зрения прокурора РТ, федерального и татарстанского верховных судов, присяга президента РФ тоже незаконная! А их вывод о незаконности присяги президента Татарстана – это косвенный намек на такую же незаконность присяги президента РФ! Но присяга президента РФ конституционна, а верховные суды неправомочны осудить Конституцию государства!

Наверное, тут все намного проще – просто в верховных судах и РТ и РФ уже нет никого, кто хотя бы по верхушкам ознакомлен с Конституцией государства. Видимо, есть у них дела поважнее, чем следовать букве и духу Конституции и законов.

Президент Татарстана, как и президент РФ, поклялся «соблюдать Конституцию Российской Федерации» – Основной закон государства. Этого вполне достаточно. Ведь обязательным условием принятия федеральных законов является требование их соответствия Конституции. Следовательно, из соблюдения Конституции РФ, о чем президент Татарстана и президент РФ поклялись, следует и соблюдение соответствующих Конституции РФ законов.

Согласно статье 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». Будь ты хоть трижды президент или рядовой бомж, все граждане РФ одинаково ответственны перед законом. Без всякой клятвы. То есть, соблюдение или не соблюдение общероссийских законов зависит не от клятвы об их исполнении, а от единой для всех ответственности перед законом и от независимости и исправной работы федеральных правоохранительных органов.

Другое дело с теми татарстанскими законами и законодательными нормами, которые относятся (Конституцией РФ) к предметам ведения и полномочий лишь самой республики. У Татарстана нет своей правоохранительной системы – прокуратуры и судов, для того чтобы быть на страже этих самостоятельных республиканских законов. А для российской прокурорско-судебной системы они лишь объекты имперского контроля, чтобы ни шагу – ни вправо, ни влево. Клятва президента республики об их соблюдении остается почти единственной гарантией их исполнения и их защиты от самодеятельных неконституционных наскоков прокуроров и судов.

А сами татарстанские законы, они разве не российские законы? Все законы Татарстана, все другие законодательные акты, постановления, решения – их сотни – все они по усердному старанию «нашего» прокурора приведены в полное соответствие с федеральными законодательными нормами. Даже те, принятие которых согласно Конституции РФ относятся к полномочиям самой республики. Сам прокурор неоднократно с гордостью заявлял об этом.

В тексте присяги Президента Татарстана есть клятвенное обязательство «добросовестно выполнять возложенные высокие обязанности Президента Республики Татарстан». Кандидатуру президента, после лишения нас права самим его избрать, для его утверждения парламентом республики предлагает президент РФ. Он же возлагает эти «высокие обязанности». Надо полагать, что федеральный президент не забыл возложить на Рустама Минниханова обязанность соблюдать законы РФ. А президент Татарстана поклялся выполнять то, что на него возложено свыше. А если президент РФ забыл «возложить», то и спрос с него. Что же еще надо?

Итак, первая «блоха» оказалась дохлой. Но, вполне возможно, тут под видом поиска политических «блох» хотели подбросить опасный для судьбы татарского народа и Татарстана коварный политический вирус.

Поясню. В последние десять лет в области национальной политики РФ принят целый ряд законов, грубо противоречащих Конституции РФ. Например, закон, лишающий татарский народ права выбора своей письменности, то есть о лишении его права быть хозяином своего родного языка, закон № 309, направленный на ускоренную ассимиляцию нерусских народов путем уничтожения национальной системы образования, закон об отмене поста президента как высшего должностного лица республики. Некоторые проекты подобных законов находятся в процессе рассмотрения в Думе. Давно готовят общественное мнение России к уничтожению национальных республик. Не исключено принятие соответствующего закона. Не здесь ли кроется подоплека требований к тексту присяги Президента Татарстана? О том, чтобы туда наряду с клятвой о соблюдении Конституции РФ втиснуть клятвенное обязательство президента Татарстана о соблюдении уже принятых и готовящихся к принятию ПРОТИВОРЕЧАЩИХ Конституции РФ законов! Ведь поклявшись соблюдать, к примеру, закон № 309, татарстанский Президент обязуется стать соучастником искоренения татарской нации из России путем уничтожения татарской национальной системы образования, путем отмены изучения родной культуры и истории! То есть, не заложен ли здесь иезуитский замысел – повязать Президента Татарстана его собственной клятвой, и клятвенно принудить его выполнить законы об «отмене» Татарстана и татарского народа? Если это так, то задумка, надо признаться, она гениально зловещая.

Рассмотрим следующую «блоху», уже совсем дохлую.


Верховный Суд Российской Федерации указал, что президент Татарстана должен приносить присягу на верность всем россиянам! А это с какой стати? Он же президент Татарстана, а не Российской Федерации. Даже для председателя колхоза, в самые дурные времена, было достаточно его обязательств перед своими колхозниками. Никому из райкомов или НКВД не приходило в голову требовать от него его верности всем колхозам района. И в армии – то же самое по сей день. Например, командир полка несет ответственность только за свой полк. С него не спрашивают за боеготовность и за морально-политическое состояние личного состава других полков и всех вооруженных сил. А гарантией его верности своему воинскому долгу перед государством и всем народом является воинская присяга. Так и у Президента Татарстана: его клятва «соблюдать Конституцию Российской Федерации» – это и есть его присяга на верность всей Российской Федерации и все ее гражданам. Чего же еще надо?

Требование верховных судов РТ и РФ, чтобы высшее должностное лицо Республики Татарстан клялся верности всем россиянам, похоже на то, что для судебной власти РФ Татарстан – это не Россия, а недавно завоеванное, вассальное государство-колония. Такую клятву мог бы потребовать Иван Грозный в случае назначения им начальником захваченного им Казанского ханства кого-либо из местной номенклатуры. Возможен и другой мотив напоминания Верховного Суда РФ о том, чтобы в присяге Президента Татарстана должна содержаться клятва «верно служить всему народу Российской Федерации». Такое напоминание очень похоже на политическую ловушку, как провоцирование президента Татарстана на видимость претензий неконституционного расширения Татарстаном полномочий Президента республики. На всю Россию, на узурпирование полномочий и прав Президента РФ. Нетрудно представить, какой откроется простор для очередной черной пропаганды против Татарстана в том случае, если присяге президента Татарстана придать предлагаемое Верховным судом РФ общероссийское звучание! На радость ловцам «блох» откроется самое широкое поле «сенсационных» «находок». Нетрудно представить заглавия публикаций, например, таких: «Державные амбиции Президента Татарстана!», «Незваный Президент России хуже татарина» и т. д.

И, наконец, третья «блоха», тоже дохлая. Как и те две, самими искателями подброшенная.
Объявлены незаконными слова присяги «Торжественно клянусь… обеспечивать государственный суверенитет Республики Татарстан». Коллегия Верховного Суда РФ пришла к выводу, что Конституция РФ «не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации».

Так ли это? Нет, не так. Положение статьи 4 Конституции РФ о том, что «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию», не исключает «иной государственный суверенитет», который распространяется НЕ НА ВСЮ ее территорию.

Для пояснения потребуется небольшая «лекция» о том, что такое есть «суверенитет».

Понятие «суверенитет» в переводе на русский язык означает «независимость», «самостоятельность». В чем-то, от чего-то, от кого-то. Государственный суверенитет означает государственную независимость и самостоятельность. А для государства, (любого!) суверенитет является его первейшим, ОБРАЗУЮЩИМ его сущность признаком и свойством. Различие в суверенитете разных государств – в полноте или ограниченности их самостоятельности и независимости. Стопроцентно суверенных государств в нынешнем мире, пожалуй, уже и нет. Нет и абсолютно бесправных государств. Все в чем-либо, от чего или от кого-либо зависят. Россия, например, уже утратила промышленно-экономический суверенитет, превратившись в сырьевой придаток развитых стран. Утрачен лекарственный суверенитет, в значительной степени даже продовольственный. А какая может быть полнота политического суверенитета, когда много миллиардные «трудовые накопления» и недвижимость управляющей страной «элиты» находится ТАМ? А во всем остальном, что еще осталось, суверенитет РФ распространяется, как сказано в ст. 4 Конституции, на всю ее территорию. Но распространение суверенитета РФ на всю ее территорию не означает, что Конституция РФ «не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации», как утверждает коллегия Верховного Суда РФ. Как раз Конституция РФ и предполагает «иной ГОСУДАРСТВЕННЫЙ суверенитет»! Даже помимо Декларации о государственном суверенитете Татарстана, принятой 30 августа 1990 года.

Основы государственного суверенитета не только Татарстана, но и всех республик РФ, заложены во многих статьях Конституции РФ.

Последуем логике и содержанию основного закона.
Основа основ конституционного строя Российской Федерации определена в статье 1, часть 2 Конституции: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». А «ФЕДЕРАТИВНОЕ государство» означает союз нескольких государств, объединенных с целью создания нового единого государства. При этом, вошедшие в федерацию государства, как субъекты федерации, сохраняют часть своих суверенных государственных прав.


Согласно статье 5, часть 2 Конституции РФ республика является ГОСУДАРСТВОМ, имеет свою конституцию и законодательство. Это положение подкреплено статьей 66, часть 1Конституции РФ: «Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республик».

Будучи ГОСУДАРСТВОМ, республика, кроме конституции, имеет свою государственную символику: флаг, герб и гимн. Если даже государственный суверенитет Татарстана ограничивается лишь формальными рамками государственности, и в том случае обеспечение его защиты и отстаивания должно быть закреплено клятвой президента республики. Но суверенные права и полномочия республики, то есть ее ГОСУДАРСТВЕННЫЙ суверенитет, (согласно Конституции РФ!) не ограничиваются лишь внешней декларированной формой.

Статья 71 Конституции определяет то, что находится в ведении Российской федерации. В статье 72 перечисляется то, что находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. И, наконец, в статье 73 закреплена самостоятельность субъектов РФ. Там написано:
«Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ СУБЪЕКТЫ РФ ОБЛАДАЮТ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ».
Для республики, раз она имеет статус государства, это и есть государственный суверенитет. Это другой вопрос – что остается вне пределов единовластного и совместного с республикой ведения РФ. Но, ведь, что-то остается. Как выражался один из сценических персонажей великого сатирика Аркадия Райкина: «Все наше, минус ваше – это мое!» Вот это остаточное «минус ваше», закрепленное в статье 73 Конституции РФ, плюс государственный статус республик РФ (статья 5, часть 2 Конституции РФ) с правом на конституцию и государственную символику и есть государственный суверенитет Татарстана. Так почему же президент Татарстана не должен дать клятву о его обеспечении в республике?

Вот и весь улов дохлых «блох» в тексте присяги президента Республики Татарстан. Кто только не был подключен к их поиску! Это у короля Людовика XIV был один единственный специалист по ловле монархических кровососущих насекомых – его доверенный паж. И было с избытком, кого ловить. А тут донос стукача оказался достаточным, чтобы поднять по тревоге чуть ли не всю рать правоохранительной системы государства российского.

Поиски блох и вшей друг на друге, подобно обезьянам, как это было принято в те зловонные века, означало тогда проявление доверительного расположения одного вшивого к другому вшивому. Процедура противная, но услуга была обоюдно приятной. У современных искателей политических «блох» все стало наоборот – сделать политическую гадость другим и получить от гадости удовольствие для себя. Отсутствие самих «блох» не имеет значения. Значение имеет лишь востребованная услуга.

Нескончаемая череда волн наката на Татарстан и татарский народ в первом десятилетии XXI века вызывают разные ответные чувства у татарской национальной общественности. Было недоумение и удивление по поводу невообразимой нелепости обвинения татарской латиницы в «создании угрозы территориальной целостности и государственной безопасности РФ». Последующие ограничения национальных прав и свобод татарского народа, в частности, принятие федерального закона № 309, направленного на уничтожение татарской национальной системы образования, на полное вытеснение татарского языка, изучения национальной истории и культуры из школ и вузов вызывают уже иную реакцию. Закон сделал очевидной для всех цель национальной политики российского государства – определить нерусским народам РФ статус второсортных «нерентабельных» народов, и окончательно решить «национальный вопрос» в России уже в обозримом будущем. Понятно, что такая политика федеральных властей не может вызвать у татарского народа иных чувств кроме тревоги, возмущения и почти невозможного подавить в себе презрения к ее инициаторам в Центре и исполнителям на местах.

С достойным уважающему себя народу чувством встретила татарская общественность выискивание в словах присяги президента Татарстана «угрозу сепаратизма и целостности РФ». Оно вызывало уже не тревогу, и не возмущение, а брезгливое тошнотворное отвращение, как к противной возне услужливых искателей блох и вшей – наподобие времен немытого вшивого Средневековья.

А присяга президента Республики Татарстан Рустама Минниханова – правильная! Она станет еще более правильной, когда народ Татарстана вновь обретет свое право самому избирать своих руководителей.