"Смерть Запада", или Мигранты как угроза целостности стран

Неблагоприятные демографические тенденции отмечаются не только в нашей стране. Проблемы с рождаемостью более чем актуальны для развитых и богатых стран Запада. Такой вывод можно сделать, ознакомившись в том числе с данными Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН. Так, например, нетто-коэффициент воспроизводства населения Германии за период с 2005 по 2010 год составлял 0,65, Испании - 0,68, Италии – 0,66, Британии - 0,88, Франции – 0,95. В целом в Западной Европе нетто-коэффициент не дотягивает до единицы, находясь на уровне 0,78. Для сравнения, в Восточной Европе ситуация еще хуже – 0,66, а в России - 0,68. Отметим, что для простого воспроизводства населения данный параметр не должен опускаться ниже единицы.

В Соединенных Штатах нетто-коэффициент составляет как раз 1,00. В чем тут дело? В значительной степени это объясняется высокой рождаемостью в семьях выходцев из Латинской Америки, которых с каждым годом становится в США все больше и больше. Если в 1980 году латиноамериканцев было лишь 15 млн человек, то уже в 2000 году - 35,3 млн. В этой связи уместно вспомнить опубликованную в 2002 году книгу «Смерть Запада» известного политика Патрика Бьюкенена, долгие годы игравшего заметную роль в Республиканской партии, входившего в окружение трех американских президентов - Никсона, Форда и Рейгана. В ней он высказывал опасение по поводу того, что процесс ассимиляции мигрантов из Латинской Америки застопорился. Эти люди предпочитают жить в США общинами, сохраняя привычные порядки, порой не слишком утруждая себя даже изучением английского языка. Значительная часть мигрантов не порывает со своей бывшей родиной, многие сохраняют гражданство государств, в которых они родились. В результате американское общество перестает быть единым, и, по сути, состоит из нескольких фрагментов, слабо связанных между собой. Между прочим, в 2010 году, по оценочным данным Бюро переписи населения США, число выходцев из Латинской Америки и их потомков достигло 50,5 млн человек, то есть 16,4% населения Соединенных Штатов. Но это средние цифры, а в некоторых регионах страны процент испаноязычных значительно выше, например, в Аризоне их около 28%, в Калифорнии и Техасе почти 35%, а в Нью-Мексико и того больше - примерно 43%.

Бороться с нелегальной эмиграцией американским властям крайне сложно, ведь граница между Мексикой и США почти не охраняется на многих участках. Да к тому же в самих Соединенных Штатах далеко не все считают, что нужно «закрываться».

Более того, привлечение переселенцев с юга иногда даже рекламируется. Например, несколько лет назад в США вышел фильм «День без мексиканца». По сюжету, в Калифорнии исчезли все мексиканцы, после чего начался хаос. На улицах появились горы мусора, пропал обслуживающий персонал ресторанов, некому убирать урожай, аграрный бизнес терпит убытки и проч. В фильме показывают, что благополучие Калифорнии создано трудом латиноамериканцев, и когда мексиканцы возвращаются, их встречают радостные и благодарные толпы калифорнийцев.

Тем не менее, в апреле 2010 года власти штата Аризона, граничащего с Мексикой, приняли закон, в соответствии с которым полицейские, в частности, получили право проверять документы у всех лиц, подозреваемых в нелегальном пребывании на территории Аризоны (или кажущихся подозрительными). В случае, если подозреваемый не сможет доказать законность своего пребывания в США, полиция имеет право задержать и впоследствии депортировать нарушителя. Правительство США обратилось в суд, посчитав аризонский закон неконституционным. В результате ряд положений закона оказались заблокированными.

Возвращаясь к ситуации с привлечением дешевой, пусть и нелегальной рабочей силы из числа иммигрантов, то в той или иной степени аналогичная картина наблюдается и в других западных странах. По соседству с Европой расположены страны, в которых демографические тенденции благоприятны и нет недостатка рабочих рук. Возьмем для примера Египет, Турцию и Алжир. В Египте нетто-коэффициент за период 2005-2010 годов равен 1,34, в Турции -1,01, в Алжире - 1,11. Население этих стран растет, в Египте оно уже превысило 80 млн, в Турции сейчас проживает около 73 млн человек, в Алжире свыше 35 млн человек. Причем уровень жизни там намного ниже, чем в Европе, а это стимулирует миграцию с юга на север. В этой связи все чаще можно услышать мнение о том, что демографическая волна с юга рано или поздно «накроет» Евросоюз, то есть произойдет замещение коренного населения выходцами из Ближнего востока и Африки.

Когда книга Патрика Бьюкенена «Смерть Запада» вышла в свет, то и ее заголовок, и ее содержание наделали немало шума. Многие с недоверием отнеслись к тезисам автора, сочтя их эпатажными и слишком пессимистичными. Действительно, лишь время может дать однозначный ответ, кто был прав - Бьюкенен или его оппоненты, но за десять лет, прошедших с момента публикации текста, демографические тенденции в западных странах не улучшились.