Путин попросил Европу не нарушать монополию Газпрома

Российский премьер Владимир Путин в очередной раз высказался на тему европейских проблем «Газпрома»: обысках в офисах его партнеров и судебных тяжбах, связанных с принятием «третьего энергопакета». Суть документа – в разделении сбыта и транспортировки газа конечным потребителям между разными компаниями, что противоречит status quo в ряде стран ЕС, где «Газпром» владеет газотранспортными системами. Путин вчера назвал целью «третьего энергопакета» снижение цены на российский газ. Причем, в данном случае закон оказывается наделен обратной силой, что, по его мнению, «в современном цивилизованном мире, казалось бы, вообще недопустимо».

Вот основные основные тезисы Путина, высказанные в интервью руководителям федеральных телеканалов. Прокомментировать их Slon попросил партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина:

Введение нового звена в цепочке продажи газа конечному потребителю может подстегнуть цены. «То есть на границу наш газ пришел в западноевропейские страны, нам говорят: продайте его на бирже третьему лицу, юридическому, оно купит и потом дальше будет продавать». 
Михаил Крутихин: «Газпром экспорт» зачастую реализует свой продукт через «фирмы-прокладки». Например, в некоторых странах Европы «Газпром» продавал газ так называемым совместным предприятиям: Gazprom Germania и «Овергаз» [Болгария], – и те продавали его в 2,5 раза дороже. Так что когда Путин говорит, что третий энергетический пакет вводит новые звенья, он забывает о тех звеньях, которые «Газпром» в эту цепочку внедряет для нагнетания цен».

Если отнять у «Газпрома» транспортную систему (такие попытки предпринимаются «в некоторых прибалтийских странах»), это приведет к ее деградации, так как бизнес по транспортировке энергоресурсов является убыточным, а тарифы на прокачку могут пойти вверх и опять-таки поднять цену.


Михаил Крутихин: «Тоже натяжка. В отсутствии «Газпрома» прекрасно функционируют газовые сети и в Европе, и на других континентах... Пусть посмотрит на Норвегию, где очень дорогие газотранспортные сети проходят по морю и спонсируются отнюдь не компаниями-монополистами, а совершенно другими фирмами. И в прекрасном состоянии находятся».
Чтобы действительно снизить цену на газ, нужно убрать посредников и снизить налоги на энергоресурсы. «Допустите «Газпром» до того,
чтобы «Газпром» сразу поставлял на электростанции, тогда не будет одного посредника, не будет дополнительной маржи... Допустите «Газпром» до конечного потребителя – вылетят еще насколько посредников».

Михаил Крутихин: «Смысл такой: «Давайте сохраним монопольную цепочку – от скважины до конфорки на европейской кухне – и пусть «Газпром» будет допущен к владению и управлению всеми ее звеньями. То есть мы свои законы менять не будем, мы «Газпром» сохраним в качестве монополии, а вы в Европе поменяйте свои законы». И как к этому относиться? Путин требует, чтобы Евросоюз отказался от демонополизации и либерализации рынка во имя единственной цели – сохранения монополии «Газпрома» над всей цепочкой, что для европейцев – табу. Он заведомо просит то, на что европейцы согласиться никак не готовы».