Скрытая угроза: мир замер в ожидании неминуемого кризиса

На модерации Отложенный

Раковая опухоль мирового экономического кризиса, давшего прикурить всему миру в 2008-2009гг., снова дает о себе знать после недолгой ремиссии. Еще весной этого года жизнь казалась прекрасной и удивительной - рецессия давно закончилась, экономика медленно, но верно пошла в гору, торговля увеличила обороты, а фондовые и сырьевые рынки пухли от капитала и росли как на дрожжах.

И хотя старые проблемы никуда не делись, а просто отошли на второй план, оптимизм (ну и жажда наживы, конечно) побеждал разум и осторожность. Однако уже летом зазвенели первые тревожные звоночки, мировая экономика замедлила свой ход, а к осени стало окончательно ясно: кризис все еще здесь, пустил новые метастазы и требует свежей крови.

Где тонко - там и рвется

Впрочем, нынешняя ситуация существенно отличается от той, что была три года назад. Вычислить место и причину кризиса 2008г. не смог бы только слепой и ленивый. Проблемы в крупнейшей мировой экономике начались задолго до крушения Lehman Brothers, и то, что полномасштабный кризис начнется с США, было тогда очевидно.

Теперь же тонких мест в мировой экономике как минимум два. Проблемы в экономике США остались - это и высокая безработица, и колоссальный дефицит бюджета, и крайне медленный рост ВВП, плавно переходящий в стагнацию по японскому сценарию. Тяжелая махина американской экономики грозит вот-вот впасть в кому, по цепочке тормозя за собой развитие других стран и целых регионов, работающих в поте лица на американский рынок.

Второй болевой точкой стала благополучная еще недавно Европа. Первая волна кризиса вскрыла долговые проблемы Греции, а за ней, по цепочке, Португалии, Испании, Ирландии, и вот теперь - еще и Италии.

С греками дела обстоят хуже всего - они задолжали столько, что уже всерьез обсуждаются такие варианты, как дефолт, списание большей части долгов, выпуск новых на 100 лет вперед или же и вовсе утрата части суверенитета страны.

Последствия любого такого шага могут легко превратиться в катастрофу сначала для еврозоны, а потом и для всего ЕС.

Остальные регионы мира оказались в довольно щекотливом положении: экспортно-ориентированные страны (вроде Японии и Китая) наблюдают стремительное падение спроса на вышеуказанных ключевых рынках, а сырьевые экономики молча и беспомощно наблюдают за падением фьючерсов и своих доходов на рынках нефти и металла.

При этом все уже и так измотаны недавним кризисом, и сил на "искусственное дыхание" (читай - госстимулирование) у многих уже не осталось.

Предчувствие беды

Последние месяцы мир живет со смутным предчувствием беды. Это ощущение нельзя передать, или толком описать - но оно витает в воздухе. Доказательством тому служат истерические реакции на рынках - инвесторы сейчас как никогда склонны к панике и перекладыванию капитала из одного инструмента в другой.

При этом никто не понимает толком, куда именно надо бежать. Как только грянул первый серьезный гром (когда агентство S&P впервые в истории понизило рейтинг США), капитал по привычке побежал из акций, нефти и других рисковых активов в защитные инструменты, да так быстро, что за пару недель золото подорожало на 250 долл., взлетев до рекордных 1900 долл./унцию.

Впрочем, праздник на этом рынке длился недолго - металл показался переоцененным, и деньги уплыли из него так же стремительно, как и пришли. В последнее время унция золота стоит все те же 1650-1680 долл., что и до решения S&P.

В итоге капитал задергался по всей планете, притекая то в японскую иену, то в швейцарский франк, то в нефть, то в доллар, то обратно в подешевевшие акции - но нигде надолго не задерживается. Никто не знает, где именно и как прорвется новый кризис, и потому ни одно из инвестиционных решений не кажется правильным.