Итоги года. Нас обступает зло творимое нами же

На модерации Отложенный

Труден был прошлый год. Для страны и для каждого из нас. Поэтому хочется оставить в памяти из 2009-го прошедшего - только хорошее. Чтобы не тянуть в будущее тяжелый воз ошибок и неудач. Может так и нужно. Но не получается.

Не удается забыть Саяно-Шушенскую ГЭС, пермскую «Хромую лошадь», «Невский экспресс». Почти три сотни ни за что загубленных жизней - вот далеко не полный мартиролог 2009 года. И не утешает абстрактно-безликое - катастрофа. Потому что убивала не слепая природная сила, не цунами, не извержение вулкана и не землетрясение, а убивало вполне рукотворное, конкретно-человеческое, многоликое Зло.

Лик Зла, погубившего персонал Саяно-Шушенской - заурядная Жадность. Это из-за нее начальство ГЭС вместо того, чтобы поручить профилактику, обслуживание и ремонт станционного оборудования и основных агрегатов профессиональным и специализированным организациям, доверило это дело самому себе. Посчитав: чего это деньги платить кому-то со стороны, если можно платить их самим себе?! Платить и при этом - ничего не делать. Отвечать-то ведь все равно только перед самими собой...

В конечном счете - так оно и оказалось. Что бы ни обнаружило следствие, и какой бы приговор ни вынес суд, а от самих себя этим людям, по чьей жадности навсегда остались в прошлом году 75 человек - не уйти. Потому что ведь - не хотели они этого! И может быть даже во всем остальном - кроме жадности - люди эти очень хорошие. Стало быть, обречены они до скончания своего века терзаться собственной нечистой совестью. А уж что после - Бог знает!

У Зла, в пламени которого сгорело полторы сотни людей в пермском ночном клубе, тоже есть вполне конкретное имя - Глупость. Ведь только с совсем отключенными мозгами можно было учинить то, что учинили ради особой «крутости» владельцы и менеджеры «Хромой лошади». А посетители?!

Знаю: de mortuis aut bene - но все же. Ведь собрались там вовсе не аввакумовские старообрядцы, самосжиганием спасавшие свои вечные души, а вполне себе светская молодежь, чтобы просто - отжечь.

И опять: потрясает безысходная абсурдность происшедшего. Ведь все что сделалось - не со зла. Собрались, допускаю, вообще замечательно добрые люди. А в результате - полторы сотни гробов. И в каждой семье погибших, да и просто у каждого из нас вырывается вопль: за что, Господи?

В случае «Невского экспресса» лик Зла еще более четок и определен. Это - Жестокость. Те, кто взрывал, знали, что будет. Знали, что не обойдется без трупов. Мало того - хотели этого. И, наверное, не слишком довольны, что погибших всего 26. Про них просится известное - нелюди.

Но я, пожалуй, приберегу его. Нет, даже не для майора Евсюкова. А для убийц священника Александра Филиппова. Справлявшим, как сказано в милицейском протоколе, «естественные надобности» непосредственно возле подъезда жилого дома. Священник сделал имзамечание. Может быть даже, обратился к ним: «Люди добрые!» И получил пулю в спину. И самое чудовищное состоит в том, что убийца искренне так потом заявил - знал бы, что он священник, не убивал бы.

Это что же за извращенная логика должна поселиться в душе человеческой, чтобы убийство человека - ни за что - ни за что и считать. А при этом человека, проповедующего «Не убий!», почитать неприкосновенным?!

Не имею намерения выступать в роли ветхозаветного пророка или Савонаролы. Не мой жанр. Но заметить хочу в связи с вышесказанным вот что. Один из очевиднейших, но не опознаваемых итогов ушедшего года таков: нас все плотнее обступает нами же - вроде бы вполне себе «людьми добрыми» - рукотворимое многоликое Зло.

Это что - неизбежная энтропия Добра?