Что прожил обыватель?

Попробую без предисловий. Просто, волей случая, проведя длительное время в достаточно благополучной стране, я обратил внимание на одну особенность. У молодых людей, когда они задумываются, в глазах можно считать некое удивление, растерянность и грусть: при всех экономических и социальных плюсах, при всей «европезированности» – судьба этих молодых людей предопределена изначально.

Они знают, что никогда не будут плохо жить, знают, что у них в жизни будет «полный набор» благ, знают, как сложится их судьба – и отчего-то это вызывает у них странное грустное состояние. Со временем, когда они становятся полноценными членами этого застывшего никуда не идущего общества, грусть сменяется самодовольством, которое легко спутать с гордостью за себя. Тут не Россия, и нет такого количества мелких бытовых проблем, в решение которых можно сбежать от самого себя. И с помощью этого «бега по кругу» имитировать наполненность, осмысленность жизни. И глядя в такие грустные глаза, как-то захотелось самому определиться в жизненной позиции.

Мы как-то уже привыкли к тому, что классифицируем людей по «внешнему признаку» – состоятельности, имуществу, должности... С такой позиции люди равны, шансы у всех равны, и жизнь на всех уровнях общества идет одинаково – просто «деньги разные». Но упускаем один важный момент: жизненную позицию человека. То есть его точку зрения на то, как он сам определили для себя место в этой жизни – какой сутью он наполняет свой каждый день. Большинство людей живут от утра до вечера, от зарплаты до зарплаты – и действительно заняты решением только бытовых проблем и разруливанием неурядиц. Это обыватели, и их много. День похож на день, год на год – а там глядишь и пенсия.

С моей же точки зрения, наполненность жизни человека – а в итоге и оправдать его жизнь, – может лишь то, что принципиально нового он создал. Если прошел день, и в этот день не пришло новое понимание чего-то, не сделано что-то такое, чего раньше не было... – то это пустой день, его можно выкинуть из жизни. И ценность человека, ценность его жизни состоит как раз в том, чтобы сделать что-то действительно уникальное – такое, что изменит коренным образом жизнь окружающих людей. То есть, хуже всего быть серой личностью – и в зрелом возрасте осознать, что просто «профукал» жизнь.

Можно сказать, что жизненная позиция может также быть классифицирована по масштабу – от семьи до всего общества. К примеру, человек, который смог вырвать свой род из бедности, перевести его на другой социальный пласт, – заслуживает уважения. Уже хотя бы тем, что он этому посвятил жизнь, и его потомки уже не будут никогда работать за копейки. То есть, даже в таком малом масштабе, имеет значение направленность жизненной позиции: она «развернута» на окружающих и служит изменению, улучшению их жизни.

Безусловно, человек не имеет права забывать о себе – он должен обеспечить самого себя. Бедность в своей основе заслуживает презрения – как показатель абсолютной ментальной, физической и моральной фригидности, недееспособности.

Почему ментальной и физической понятно. А моральной потому – что если человек не способен сам обеспечить себя финансово и социально, то это должен будет сделать кто-то другой: родственник, государство... И если человек решает хотя-бы эту задачу выхода из бедности – то он хотя бы проявляет намерение. Что достойно уважения.

Но жизненная позиция – это желание произвести своей жизнью что-то новое, направленное на улучшение состояния окружающих. Удивительным образом, именно эта «одержимость» превращает серое мышиное существование – в яркую, настоящую жизнь. То есть, наполняет жизнь смыслом и эмоциями – является стержнем самой жизни.

Понятно, что последние десятилетия не очень способствуют реальному выходу этой позиции: в условиях стагнации очень сложно сделать что-то новое. А часто и не возможно. Как-то давно я был на книжной ярмарке и заметил там бородатого, явно не богатого, писателя-философа, который сидел на табуретке со своей единственной книгой и пытался ее хоть как-то представить: по моему мнению, такой человек действительно заслуживает уважение. Возможно, он не богат – но издать книгу и найти в себе смелость так сесть «на табуретку» – нужно быть действительно к чему-то стремящимся Человеком.

Что же касается лично моей жизненной позиции – то я считаю, что каждый день должен создавать что-то новое. В фундаменте, необходимо позаботиться о собственной финансовом положении – хотя бы ради того, чтобы просто не быть иждивенцем. Но это необходимо для того, чтобы иметь возможность что-то создавать для людей. Вне зависимости, примут ли они это – и примут ли сегодня или через 100 лет. Действуя ради «всех», действуешь ради того, чтобы твоя жизнь не стала пустым значимостным мытарством обывателей.

Конечно, хотелось бы первым ступить на Луну, хотелось бы открыть новый закон физики... – но необходимо каждый день отслеживать по тем новым достижениям, которые лично тебе возможны. С этой позиции, не бывает ни плохих условий, ни неудачной судьбы. Все люди проживают примерно похожие ситуации – но все ведут себя в них по-разному. Задача не дать быту и обыденности сломать это желание «оставить после себя след». Я благодарен людям, с которыми сталкивала жизнь, достигшим уникальных результатов в спорте, финансах, науке...: они продемонстрировали то, что должно быть в жизни Человека и доказали возможность полноценной судьбы, а не существования. Многие умерли, но от них остался след.

Обыватели преклонного возраста обычно возражают, что у них либо тяжелая судьба, либо они старались... – интересно лишь то, что остается после человека. Один такой человек, о котором даже сложно сказать, о чем прошла его жизнь, критиковал другого – который до самой смерти что-то писал, что-то пытался сказать новое, что-то построил государственного масштаба: «вот он умер, и грош цена его усилиям – его сразу и забыли». Может и забыли – но он прожил Жизнь. А что прожил обыватель?