Стамбул: асбест вновь под огнем критики

На модерации Отложенный

В Стамбуле прошел XIX Всемирный конгресс по безопасности и гигиене труда. Среди прочих на нем должны были вновь обсуждать "асбестовую проблему", вокруг которой не первый год идет настоящая торговая война. Но обсуждения не получилось, получилось осуждение.

Асбест знаком каждому из нас - это шифер, асбоцементные трубы, огнестойкие ткани, теплоизоляция, тормозные колодки. Еще недавно хозяйки утепляли на зиму оконные рамы полосками асбеста, размоченными в воде, - высыхая, они надежно заклеивали щели, пока не стало известно, что асбестовая пыль вредна для здоровья. Информация пришла к нам с Запада почти одновременно с новыми кровельными и строительными материалами, пластиковыми окнами и прочими благами цивилизации и требованиями немедленно прекратить добычу и переработку асбеста. Но панические крики, как это часто бывает, оказались лишь половиной правды.

Асбест - это собирательное название целого класса тонковолокнистых минералов. В Европе использовали в основном амфибол-асбест, который состоит из длинных игольчатых волокон, устойчивых к кислотам. Поскольку в наших легких среда кислая, попадая в них, амфибол может накапливаться и вызывать мезотелиому плевры - один из злобных видов рака. У хризотил-асбеста, который добывают в России, Канаде, Бразилии и еще нескольких странах, волокна длинные, спиралевидные, они устойчивы к щелочам и не оседают в легких.

- Если человек будет вдыхать воздух, в котором на 99 частиц хризотила будет одна частица амфибола, то в его легких картина будет обратной - на одну частицу хризотила придется 99 частиц амфибола, - рассказал "РБГ" ведущий научный сотрудник ГУ НИИ медицины труда РАМН доктор медицинских наук Евгений Ковалевский. - Конечно, асбест может быть опасен для здоровья, но лишь тогда, когда нарушают технику безопасности.

До 70-х годов ХХ века в Европе амфиболовым асбестом обмазывали металлоконструкции, заполняли чердаки, утепляли стены жилых домов, детсадов, больниц. Одновременно бурно развивались альтернативные технологии, создавались синтетические строительные материалы. Когда выяснилось, что асбест вреден, и в Европе разразилась настоящая паника, для них наступил золотой час - все асбестовое везде спешно заменяли синтетическим.

На этом фоне наш недорогой и надежный хризотил тоже получил преимущества, спрос на него вырос во многих странах. Но Евросоюз встал стеной - запретить асбест повсеместно и навсегда.

- Почему нам надо закрывать более 40 предприятий, на которых более 50 тысяч рабочих мест, а многие из них являются градообразующими, - недоумевает председатель международного профсоюзного альянса "Хризотил" Андрей Холзаков. - Наши оппоненты в Европе не хотят искать консенсус, предпочитают жесткое противостояние.

Самые крупные месторождения хризотил-асбеста в нашей стране находятся в Свердловской области (г. Асбест), в городе Ясный под Оренбургом и в Республике Тыва. За рубежом не раз появлялись публикации о том, что в этих местах запредельная заболеваемость раком легких и прочими недугами.



- Статистика онкологической заболеваемости в Асбесте - на 13-15-м месте в области, - рассказал "РБГ" руководитель лаборатории отраслевой гигиены труда и промвентиляции Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Сергей Кашанский. - Асбестоз занимает всего 0,5% в структуре профзаболеваемости. Мы строго контролируем запыленность на рабочих местах, как и положено по закону. Все данные публикуются Роспотребнадзором. Зачем нагнетать панику, непонятно.

- Я живу здесь 35 лет, - поделился с "РБГ" мэр города Ясный Олег Травкин. - За это время не было ни одного случая, чтобы кто-то уехал из-за опасений за свое здоровье. Хотя почти каждый шестой житель связан с комбинатом "Оренбургские минералы". Спрос на наш асбест-сырец растет, особенно в Юго-Восточной Азии, так что у нас экономического кризиса не было и нет.

Еще один оппонент у хризотила нашелся на родине. Специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института "НАМИ" разработали проект технического регламента "Безопасность колесных транспортных средств" для стран ЕврАзЭС, которым с 1 января 2012 года запрещается использование хризотила в тормозных накладках.

Сейчас они и без того запрещены для первичной комплектации машин на конвейере по международному соглашению об установлении единых технических требований к автомобилям, которое подписала и Россия. Но на вторичном рынке для ремонта наших "Лад", "Москвичей", "газиков" и автобусов такие накладки разрешены.

- Извлечь из тормозных колодок волокна хризотила чрезвычайно сложно, - пояснил "РГ" Евгений Ковалевский. - Под воздействием высоких температур он превращается в новое вещество - форстерит, которое не является канцерогеном и не опасно ни для внешней среды, ни для человека.

На рынке доли асбестовых накладок и тех, в которых используются металлическая шерсть и прочие небезопасные материалы, - 50 на 50. Запретить хризотил для их производства - это значит остановить сразу 6 заводов, на переоснащение которых под другие технологии потребуются огромные средства и время.

Обращение "Хризотиловой ассоциации" к премьер-министру Владимиру Путину с доказательством того, что это решение ошибочно, помогло переломить ситуацию.

- Минздравсоцразвития предоставило нам убедительные доказательства того, что накладки на основе асбеста не более опасны, чем из других материалов, - сказал "РБГ" разработчик техрегламента, заместитель генерального директора НАМИ Борис Кисуленко. - Поэтому мы внесем коррективы в документ и сохраним статус-кво. На внутренний рынок по-прежнему можно будет поставлять тормозные накладки с хризотилом.