Стамбул: асбест вновь под огнем критики
На модерации
Отложенный
В Стамбуле прошел XIX Всемирный конгресс по безопасности и гигиене труда. Среди прочих на нем должны были вновь обсуждать "асбестовую проблему", вокруг которой не первый год идет настоящая торговая война. Но обсуждения не получилось, получилось осуждение.
Асбест знаком каждому из нас - это шифер, асбоцементные трубы, огнестойкие ткани, теплоизоляция, тормозные колодки. Еще недавно хозяйки утепляли на зиму оконные рамы полосками асбеста, размоченными в воде, - высыхая, они надежно заклеивали щели, пока не стало известно, что асбестовая пыль вредна для здоровья. Информация пришла к нам с Запада почти одновременно с новыми кровельными и строительными материалами, пластиковыми окнами и прочими благами цивилизации и требованиями немедленно прекратить добычу и переработку асбеста. Но панические крики, как это часто бывает, оказались лишь половиной правды.
Асбест - это собирательное название целого класса тонковолокнистых минералов. В Европе использовали в основном амфибол-асбест, который состоит из длинных игольчатых волокон, устойчивых к кислотам. Поскольку в наших легких среда кислая, попадая в них, амфибол может накапливаться и вызывать мезотелиому плевры - один из злобных видов рака. У хризотил-асбеста, который добывают в России, Канаде, Бразилии и еще нескольких странах, волокна длинные, спиралевидные, они устойчивы к щелочам и не оседают в легких.
- Если человек будет вдыхать воздух, в котором на 99 частиц хризотила будет одна частица амфибола, то в его легких картина будет обратной - на одну частицу хризотила придется 99 частиц амфибола, - рассказал "РБГ" ведущий научный сотрудник ГУ НИИ медицины труда РАМН доктор медицинских наук Евгений Ковалевский. - Конечно, асбест может быть опасен для здоровья, но лишь тогда, когда нарушают технику безопасности.
До 70-х годов ХХ века в Европе амфиболовым асбестом обмазывали металлоконструкции, заполняли чердаки, утепляли стены жилых домов, детсадов, больниц. Одновременно бурно развивались альтернативные технологии, создавались синтетические строительные материалы. Когда выяснилось, что асбест вреден, и в Европе разразилась настоящая паника, для них наступил золотой час - все асбестовое везде спешно заменяли синтетическим.
На этом фоне наш недорогой и надежный хризотил тоже получил преимущества, спрос на него вырос во многих странах. Но Евросоюз встал стеной - запретить асбест повсеместно и навсегда.
- Почему нам надо закрывать более 40 предприятий, на которых более 50 тысяч рабочих мест, а многие из них являются градообразующими, - недоумевает председатель международного профсоюзного альянса "Хризотил" Андрей Холзаков. - Наши оппоненты в Европе не хотят искать консенсус, предпочитают жесткое противостояние.
Самые крупные месторождения хризотил-асбеста в нашей стране находятся в Свердловской области (г. Асбест), в городе Ясный под Оренбургом и в Республике Тыва. За рубежом не раз появлялись публикации о том, что в этих местах запредельная заболеваемость раком легких и прочими недугами.
- Статистика онкологической заболеваемости в Асбесте - на 13-15-м месте в области, - рассказал "РБГ" руководитель лаборатории отраслевой гигиены труда и промвентиляции Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Сергей Кашанский. - Асбестоз занимает всего 0,5% в структуре профзаболеваемости. Мы строго контролируем запыленность на рабочих местах, как и положено по закону. Все данные публикуются Роспотребнадзором. Зачем нагнетать панику, непонятно.
- Я живу здесь 35 лет, - поделился с "РБГ" мэр города Ясный Олег Травкин. - За это время не было ни одного случая, чтобы кто-то уехал из-за опасений за свое здоровье. Хотя почти каждый шестой житель связан с комбинатом "Оренбургские минералы". Спрос на наш асбест-сырец растет, особенно в Юго-Восточной Азии, так что у нас экономического кризиса не было и нет.
Еще один оппонент у хризотила нашелся на родине. Специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института "НАМИ" разработали проект технического регламента "Безопасность колесных транспортных средств" для стран ЕврАзЭС, которым с 1 января 2012 года запрещается использование хризотила в тормозных накладках.
Сейчас они и без того запрещены для первичной комплектации машин на конвейере по международному соглашению об установлении единых технических требований к автомобилям, которое подписала и Россия. Но на вторичном рынке для ремонта наших "Лад", "Москвичей", "газиков" и автобусов такие накладки разрешены.
- Извлечь из тормозных колодок волокна хризотила чрезвычайно сложно, - пояснил "РГ" Евгений Ковалевский. - Под воздействием высоких температур он превращается в новое вещество - форстерит, которое не является канцерогеном и не опасно ни для внешней среды, ни для человека.
На рынке доли асбестовых накладок и тех, в которых используются металлическая шерсть и прочие небезопасные материалы, - 50 на 50. Запретить хризотил для их производства - это значит остановить сразу 6 заводов, на переоснащение которых под другие технологии потребуются огромные средства и время.
Обращение "Хризотиловой ассоциации" к премьер-министру Владимиру Путину с доказательством того, что это решение ошибочно, помогло переломить ситуацию.
- Минздравсоцразвития предоставило нам убедительные доказательства того, что накладки на основе асбеста не более опасны, чем из других материалов, - сказал "РБГ" разработчик техрегламента, заместитель генерального директора НАМИ Борис Кисуленко. - Поэтому мы внесем коррективы в документ и сохраним статус-кво. На внутренний рынок по-прежнему можно будет поставлять тормозные накладки с хризотилом.
Комментарии
----------------------
Удивительно еще, как это допустили - обнаружить!
Этот минерал свою задачу выполнил - прогресс не остановить.
Но если сейчас народу честно сказать, что перспектив развития у почти стотысячного МОНОгорода Асбест НЕТ, то это для области будет катастрофа.
А так город Асбест медленно будет ВЫМИРАТЬ, как ВЫМИРАЕТ ныне соседний поселок городского типа им. Малышева (ранее этот десятитысячный поселок был образцовым во всем СССР).
Максимальное производство асбеста в мире пришлось на 1977 г. (почти 5,5 млн т волокна), в том числе в СССР - более 2,5 млн т и в Канаде - свыше 1,5 млн т.
С начала 80-х гг. минувшего столетия вследствие экологических причин производство асбеста стало падать (в 1998 году оно составило всего 2,0 млн т). Ведущими продуцентами асбеста являются Россия, Канада, КНР, Бразилия, Зимбабве, Казахстан, ЮАР, а также Колумбия и Греция.
Амфибол-асбесты, в отличие от хризотил-асбестов, труднорастворимы или нерастворимы в кислотах.
Наибольшее значение из них имеют минералы:
- крокидолит,
- антофиллит,
- амозит.
Промышленные месторождения крокидолита сосредоточены в ЮАР (59%) и Австралии (39%); месторождения амозита известны только в ЮАР, антофиллита — в Финляндии.
Разведанных запасов АСБЕСТА осталось максимум на 30-40 лет с учетом низкого спроса на его потребление в мире.
Кончится асбест - куда люди пойдут ?
В мире ничего ...
Если наш хризотил покупает Китай (и ряд других стран) то стоит ли отказываться от этих рынков ради, к того ,что бы их заняли западные компании?
Да и чем будут крыть крышу вместо шифера наши граждане?
Я не думаю, что будет много желающих переплачивать в угоду якобы экологической выгоды.
Наш асбест имеет мало общего с их асбестом, поэтому у нас вся страна покрыта шифером, и все нормально.
http://canadetz.blogspot.com/2010/02/blog-post_09.html
"Надо признать, что существенная доля вины в этом лежит на самом Квебеке и его правительстве, которое всеми силами цепляется за сохранение одного из маргинальных производств, хотя место ему уже несколько десятков лет – на свалке истории.
Речь идет о добыче асбеста, ведущейся неподалеку от живописных окрестностей Шербрука, откуда родом сам Жан Шаре.
Город, где все еще добывают асбест, так и называется, - Асбест (Asbestos). В нем до сих проживает около 7 тысяч человек. В основном это пенсионеры. Асбест – один из многих депрессивных городков Квебека, возникших вокруг какой-либо одной отрасли.
Причина тому проста: асбест дешев.
Поэтому он был, есть и останется привлекательным материалом для обитателей трущоб «третьего мира».
Выход один: полный запрет в мировом масштабе. Но Канада, например, вовсю противится всемирному запрету на использование асбеста.
Еще перед поездкой в Индию Жан Шаре попал под огонь критики за нежелание отказаться от экспорта асбеста в развивающиеся ст...