Белоруссия: с чего начинаются диктатура и демократия

На модерации Отложенный

Белорусский президент не уникален во многих отношениях, в том числе в отношении попрания всяческих красивых, хороших и правильных принципов.

Принцип презумпции невиновности - красивый, хороший и правильный принцип, согласитесь. Господин Лукашенко его попирает. Но он в этом не уникален, уникальна разве что хамская, развязная и безапелляционная манера, в которой он это делает, почему-то считающаяся «народной».

Когда я писал о деле «семьи Мэнсона», то упоминал о том, как тогдашний президент США Ричард Никсон нарушил принцип презумпции невиновности, задолго до окончания суда назвав Чарли Мэнсона «прямо или косвенно» виновным в восьми убийствах.

Есть и более свежий пример. Зимой этого года Николя Саркози назвал некоего ситуайена, подозреваемого в изнасиловании и убийстве с расчленением, «монстром».

Какой вывод сделают из этого факта господа охранители? Видите, скажут они, это «обыкновенная мировая практика». Ещё и ссылаться будут на казус Никсона и Саркози как на неопровержимый аргумент, доказывающий, что в нарушении презумпции невиновности нет «ничего такого». Так же, как они ссылаются на отдельные факты разгона акций протеста в западных странах (обычно умалчивая о контексте и не вдаваясь в детали), чтобы обосновать своё право на суверенную палочную демократию.

А какой вывод будет правильным?

Любой президент - личинка тирана и сумасброда. Любой президент априори должен считаться подлецом и негодяем, пока убедительно не будет доказано обратное. Я не специально подбирал такие малосимпатичные экземпляры для сравнительной аналогии, просто других не нашлось, но вообще, дай им волю, все они станут выкидывать коленца и выписывать загогулины. Само положение этому способствует.

Вопрос в том, насколько общество позволяет им проявлять свою истинную природу, т.е. быть тиранами и негодяями. Чем меньше позволяет, тем оно здоровее, тем больше в нём демократии.

Ибо демократия - это не то, как ведут себя власти, власть сама по себе является одним сплошным злоупотреблением, демократия - это то, как ведёт себя общество.

Таким образом, сущность диктатуры можно отлить в формулу: «диктатура - это коллективная общественная беспомощность».



Американская пресса рвала Ричарда Никсона на части. Адвокаты Мэнсона ходатайствовали об отмене судебного процесса по той причине, что президент взялся определять вину обвиняемых. Судья была «обеспокоена» высказыванием президента.

В итоге ему пришлось публично извиниться и забрать свои слова обратно. Судя по тому, что недавнее высказывание Барака Обамы о некоем обвиняемом в терроризме - дескать, вряд ли кто-то сильно расстроится, если тот получит высшую меру - сравнивается в американской прессе со словами Ричарда Никсона, сказанными в 1969 году, урок пошёл впрок. Несколько десятилетий личинки тиранов и сумасбродов в Белом доме старались не распускать язык.

Общественная реакция во Франции ещё более заслуживает подражания. Французские адвокаты, судьи и некоторые подразделения полиции ни много ни мало провели забастовку и акции протеста в нескольких городах, реагируя на слова месьё Саркози.

О том, что Дмитрий Коновалов и Влад Ковалёв виновны в совершении теракта президент говорил как о бесспорном факте, начиная с момента их задержания. По государственному телевидению о попытках критического анализа процесса над двумя парнями из Витебска в независимых СМИ было сказано буквально следующее: «оппозиционные активисты защищают террористов». Суд продлится ещё много месяцев, но в такой ситуации его можно считать простой формальностью. Поскольку президент и его телевидение в Беларуси являются мерой всех вещей, они не могут ошибаться.

А что же общество? Общество демонстрирует ту самую коллективную беспомощность. В независимых СМИ нет-нет да и назовут обвиняемых «террористами». Даже если и не называют, то отнюдь не бьют во все колокола о нарушении права гражданина на справедливое судебное разбирательство. Обвинения властей, намёками и полунамёками, в совершении теракта - были, а вот последовательной защиты гражданских прав тт. Коновалова и Ковалёва - нет.

Иными словами, руководствуются логикой борьбы за власть, а не за судьбу отдельных граждан и гражданских прав.

Увы, диктатура самовоспроизводится на всех уровнях.