Почему Россию не очень волнует успех Китая в Белоруссии

Белоруссия подписала с Китаем пакет документов. Пакет соглашений о создании индустриального парка ($30 млрд.), договор о предоставлении льготного кредита ($1 млрд.), грант ($11 млн.), строительство жилого квартала под Минском. Ранее Белоруссия уже получила от Китая кредит в размере $15 млрд., в счет которых реализуется несколько инвестиционных проектов. 

В экономическом кризисе, поразившем Белоруссию, у Александра Лукашенко было не так много шансов поправить положение. Внутренние резервы, несмотря на многочисленные рассказы об этих резервах во время предвыборной гонки в 2010 г., оказались недостаточно впечатляющи, чтобы заткнуть дырку в бюджете. Основную помощь в подпитке перегретой экономики республики президент Лукашенко планировал привлечь извне. Однако, после репрессий в адрес оппозиции, от ЕС и США особенной помощи ожидать было бессмысленно. В роли крупных инвесторов остались Россия и Китай. 

Российское правительство и бизнесмены выставили довольно жесткие требования к Александру Лукашенко, включая необходимость политических реформ. МВФ тоже спонсировать режим «последнего диктатора Европы» не торопится, выжидая и присматриваясь. Мало того, МВФ тоже выдвигает политические требования, как утверждает белорусская сторона. 

Только Китай оказался не столь упрям в части политики. Во-первых, у Китая с политическими претензиями к нему со стороны правозащитников с Запада все в порядке, - их много, и они по делу. Во-вторых, Китаю нужна недорогая и удобная площадка для экспансии в западную часть континента. Лукашенко готов предоставить Белоруссию в качестве платформы для роста китайского влияния в международной экономике, в обмен на инвестиции и кредиты. Однако китайцы – люди прагматичные и далекие от великодержавных амбиций. Поэтому своим влиянием как в политической, так и экономической сферах пользуются крайне скупо, скрупулезно высчитывая прибыли и затраты. Так и в случае с Белоруссией. Известно, что строительство жилых комплексов будет осуществляться китайскими специалистами и по китайским технологиям. То есть, белорусы не получат новых рабочих мест. Смогут ли они получить работу на новых предприятиях, которые построят китайцы в республике? Это большой вопрос: китайцы предпочитают жить и работать в замкнутой этносистеме своих соотечественников. Да, государство в итоге получит прибыль через акцизы, пошлины, налоги и т.п. Но при этом приобретет на своей территории фактически замкнутый анклав чужестранцев. 

Впрочем, белорусы еще имеют некоторые шансы получить работу на китайских предприятиях. Средняя зарплата в Белоруссии вполне соответствует китайским стандартам: вместо обещанных Лукашенко $500 в ходе предвыборной кампании население получает ровно в три раза меньше, то есть от $100 до $200 в месяц, - стоимость белорусского рубля упала в три раза в сравнении с началом весны 2011 г. Но, даже если Лукашенко удастся уговорить китайских партнеров нанять белорусских рабочих, вряд ли он сможет проблоббировать повышение зарплат до докризисного уровня: китайцам в таком случае будет проще завезти свою рабочую силу из Китая.

Так что инвестиционные контракты Китая с Белоруссией, разрекламированные Лукашенко как грандиозный успех, могут обернуться интересными макроэкономическими эффектами для белорусской экономики. Вплоть до фактической независимости китайских предпринимателей от белорусских властей.

Хотя Лукашенко известен среди соседей как хозяин своего слова, которое он то дает, то забирает обратно, китайцы обычно довольно тщательно защищают себя от подобных рисков. Так, все кредиты не только связаны с конкретными предприятиями или закупкой Белоруссией китайских товаров, но и расписаны поэтапно. То есть, живых денег Лукашенко практически не увидит: из живых денег у него есть этот забавный «грант» и льготный кредит в $1 млрд., которого хватит очень ненадолго, учитывая необходимость денежных вливаний в экономику республики.

Почему же Лукашенко согласился на китайские контракты? В общем-то, особенного выбора у него нет. Россия не торопится перебивать китайцев, продолжая выжидать. Если белорусский президент рассчитывал, что российские инвесторы кинутся доказывать, кто крепче любит «Батьку», то он ошибся. Интересы китайцев и россиян не слишком пересекаются, может, только по «Беларуськалию». Все остальное – белорусские НПЗ, молочное производство, энергетику, Китай не планирует приобретать. Пекин хочет использовать выгодное географическое положение Белоруссии в центре Европы, с приятными условиями по средней зарплате, а то и вовсе без привлечения местных трудовых ресурсов. И он получил то, что хотел.

Что касается Европы, то неожиданные помилования второстепенных оппозиционеров, организованные не так давно, не привели к всплеску интересов европейских инвесторов. Хотя, возможно, какие-то подвижки со стороны ЕС будут. Но пока что сложно говорить об их масштабе и скорости реализации. За последние несколько лет Лукашенко дискредитировал себя как стабильный партнер, что в политике, что в экономике. Поэтому условия европейских инвесторов будут не менее жесткие, чем российские или китайские.

Несмотря на торжественные декларации Лукашенко, ситуация с китайскими договорами не слишком поможет ему вернуть реноме создателя «белорусского экономического чуда». Для этого ему придется в короткие сроки построить эффективные производства, провести непопулярные социальные реформы, выключить «печатный станок» и что-то сделать с падением уровня жизни. Даже распродав все активы, он вряд ли окажется морально и политически готов к глубоким реформам. 

Сегодня ситуации в Белоруссии близка к стабилизации, если социально-экономическую кому можно назвать стабильным состоянием. Пока нельзя утверждать, что падение уровня жизни в Белоруссии продолжится. Скорее всего, дно уже достигнуто, или вот-вот будет достигнуто. Значимых социальных и политических потрясений удалось избежать, во многом благодаря жестким действиям властей и запугиванию населения. Однако поток рабочих мигрантов из Белоруссии будет расти, что, конечно, ослабит конкурентные преимущества республики в торговле своими активами. Белоруссия грозит превратиться в страну женщин и стариков, из которой мужское население уезжает на заработки в соседние страны. Что, разумеется, усилит нагрузку на и без того перегруженную социальную систему республики. 

Не стоит забывать, что скоро начнется отопительный сезон, а денег в казне Белоруссии не слишком много. Может быть, первые морозы сделают Лукашенко более уступчивым. Скорее всего, в Кремле на это и рассчитывают, не слишком беспокоясь о китайской инвестиционной активности.