Дадут ли Михалкову "Оскара"?

Снова в моду вошло изречение: «Я эту книжку не читал, но осуждаю». В отличие от многих «критиков», я смотрел фильм «Предстояние». Первое впечатление – куда я вляпался и зачем смотрел это три часа? Смотреть фильм неприятно и безнадежно – это плохое развлечение. Я сказал, что мне фильм не понравился и он не станет популярным. Такой фильм не может рассчитывать на престижные кинопремии. Фильм сложный и неоднозначный, может заставить задуматься.

Обменялись впечатлениями после просмотра с некоторыми знакомыми. Меня упрекали за то, что я сказал, что мне фильм не понравился. Победителей не судят, потому что некому. Вот и после СССР остались только победители – проигравшие уже преждевременно умерли. Даже те, у кого пострадали родственники, сами устроились в СССР неплохо. Мало осталось самих пострадавших, и не громок их голос. Но кое-что я услышал:

Пожилая женщина со сложной судьбой, назовем ее Вера, сказала, что будет молиться, чтобы этот фильм стал популярным, успешным в прокате, чтобы его посмотрела молодежь. Она воспитывалась в детдоме, знает не понаслышке, что такое советские лагеря и советская действительность. Вот, один эпизод из ее жизни я уже рассказывал: «Защита детей» в Советском Союзе.

Так вот, она смотрела этот фильм очень серьезно и внимательно, потому что он не был противен ее жизненному опыту, а, наоборот, был созвучен. Радовалась, что наконец-то появилось именно такое кино о войне, что премьера фильма состоялась в Кремле, что наши власти наконец отходят от этих бравых победных историй, и теперь готовы говорить о войне по-другому.

Много знакомого и близкого она нашла в этом фильме.

В лагерях люди рассказывали о другом Советском Союзе. От имени очевидцев распространилась история о том, как наши тайно обстреливали из «Катюш» свои же деревни, чтобы местные жители наконец-то восстали против немцев. Бабушка лет за 70 рассказывала, как у крестьян отбирали почти весь урожай и заставляли голодать, как потом это заменили грабительским налогом. Много они могли бы рассказать об отношении советской системы к человеку. Я спросил, как реагировали люди на смерть Сталина. Мне ответили, что люди плакали. Я не мог понять и спрашивал: почему? Нет, не получил я аргументированного ответа на этот вопрос. С очень серьезным видом мне только сказали: «А попробовал бы ты на их месте не заплакать»! Но я точно понял, что плакали они не оттого, что Сталина сильно любили.

Фильм «Предстояние» называли даже гимном сталинизму! Какие недалекие люди. Не могут ничего понять и различить. Другие шутили: «С нами Бог и Никита Михалков». У разных людей разный жизненный опыт. Неправильно говорить, что в СССР никто не верил в Бога. Неправильно утверждать и обратное. Если вы думаете, что мне симпатичны идеи Михалкова, почитайте: «Культурная политика».

Нет, зря «Цитадель» выдвинули на «Оскара». Ничего он не получит. Это не массовый фильм. Массовый зритель такие фильмы не понимает – развлечений им подавай! Но не будем идти на поводу у толпы. Ведь многие из тех, которые «не могут смотреть» этот фильм, точно так же «не могут читать» и хорошие книги.