Минюст РФ доволен заявлением ЕСПЧ по делу ЮКОСа

На модерации Отложенный

ЕСПЧ не нашел доказательств, которые свидетельствовали бы о намерении «скрытой экспроприации собственности компании и намеренного ее уничтожения».

Министерство юстиции России удовлетворено тем, что Европейский суд по правам человека не нашел в деле ЮКОСа политической мотивации, «репрессивного характера» преследования компании и дискриминации со стороны властей, сообщает пресс-служба ведомства.

Ведомство подчеркивает, что суд не усмотрел недостатков в разбирательствах дела ЮКОСа, которые свидетельствовали бы о намерении «скрытой экспроприации собственности компании и намеренного ее уничтожения».

ЕСПЧ отметил, сообщает Минюст, что ОАО «НК «ЮКОС» выработало сложный план минимизации налоговых обязательств с использованием множества «подставных» компаний, зарегистрированных в российских зонах льготного налогообложения. Утверждения компании о том, что налоговые органы и суды были осведомлены об этой схеме и одобряли ее, не нашли подтверждения. ЕСПЧ также не нашел оснований для сомнений в выводах российских судов относительно налоговых санкций, наложенных на ЮКОС за 2000-2003 годы, так как в деле присутствуют документы и многочисленные свидетельские показания, а правовая база РФ вполне четко определяет концепцию «недобросовестности».

Вместе с тем Европейский суд признал, что при проведении судебного разбирательства были нарушены процессуальные требования ст.6 Конвенции в связи с непредоставлением компании-заявителю достаточного времени для изучения материалов дела при его рассмотрении в арбитражном суде первой инстанции, а также преждевременным началом судебных заседаний в арбитражном суде апелляционной инстанции. Признание нарушений прав человека еще по двум основаниям, по данным Минюста, носит оценочный характер - они касаются срока давности привлечения к налоговой ответственности и соблюдения «справедливого баланса» между законными целями преследования и интенсивностью проведенного исполнительного производства.

ЕСПЧ также признал Россию нарушившей право акционеров компании ЮКОС на защиту своей собственности, однако компенсации акционерам, оценившим ущерб в 98 млрд долларов, не присуждено - суд оказался не готов принять подобное решение.