В Таджикистане ждут российский бензин

На модерации Отложенный

"Газпромнефть-Таджикистан" прекратило реализацию высокооктанового бензина АИ-92 в связи с отсутствием запасов на него.

Как сообщили «АП» в ООО «Газпромнефть-Таджикистан», сегодня на АЗС этой компании реализуется лишь бензин марки АИ-80 и дизтопливо. Отсутствие других марок бензина не повлияло на цены продаваемого топлива.

В компании надеются, что к 18-20 сентября в страну прибудет новая партия российского топлива, и ситуация с продажей бензина на столичных АЗС улучшится.

В Антимонопольной службе при правительстве РТ сообщили, что ситуация с дефицитом на топливном рынке Таджикистана возникла в связи с тем, что в России,  как и во всём мире, ощущается дефицит нефтепродуктов, в особенности бензина.

«В Таджикистане идёт ежемесячное сокращение объёмов поставок нефтепродуктов, однако поставками бензина занимаются множество компаний, в том числе завозят и из Туркменистана и других стран. Поэтому говорить, что бензина вообще в стране нет, это неправильно», - подчеркивают в антимонопольном ведомстве.

Между тем, в интервью «АП» заместитель генерального директора компании «Анахита» Нурали Бегназаров сообщил, что эта компания уже в течении четырёх месяцев не завозит топливо.

«В самой России бензин стоит $1 за литр. У них у самих этого бензина не хватает. В Казахстане такая же ситуация и бензин выдают по талону – 20 литров в одни руки, - говорит он, - Часто говорят, что Таджикистан может завозить из других стран топливо, но это пока не возможно. В Иране уже давно введено эмбарго на экспорт топлива».

По словам Бегназарова, Россия, которая в течение двух месяцев вводила запрет на вывоз бензина марки АИ-92, сегодня его отменила.

«Однако цена на топливо очень высока и продавать его в Таджикистане будет невыгодно, - сказал замглавы компании «Анахита». - Российские компании предлагает одну тонну бензина за $1,5 тыс. С растаможкой тонна обойдётся нам в $1,9 тыс. Получается, что каждый литр бензина поступает в Таджикистан и обходится нам в 7 сомони. В рознице бензин должен продаваться по 7,5 сомони.

При таком раскладе его никто не будет покупать. Соответственно, никто из компаний не хочет рисковать, и нести убытки», - говорит Бегназаров. Он добавил, что поставщики могут нести убытки с одной тыс. тонн нефтепродуктов в размере $600 тыс., что приведёт к полному их  банкротству.

Бегназаров отметил, что если Россия отменит экспортные таможенные пошлины на бензин (около $400), то цена на бензин в Таджикистане снизится на 30% автоматически: с 6,50 сомони его цена упадёт до 4,50 сомони.

«Я думаю, если не будут предприняты меры, то цена на бензин из-за его дефицита  может подняться и до 10 сомони за литр. Люди звонят мне, и просят за любую цену продать им бензин, однако его у нас пока нет», - отметил он.

По его словам, антимонопольный орган активно работает и с пониманием относится к данной ситуации. «Что могут сделать антимонопольный орган и наше правительство? Ведь это Россия устанавливает свои правила, да и Узбекистан каждый раз поднимает железнодорожные тарифы», - сказал Бегназаров.

По данным министерства экономического развития и торговли Таджикистана, в течении прошлой недели средняя цена на бензин в столице повысилась на 3,1%. Ещё 1 сентября цена на бензин не превышала 6,40 сомони за 1 литр, сегодня же её средняя цена составляет 6,60 сомони.

По сравнению с сентябрём 2010 года, цена на бензин повысилась на 50%. Российская экспортная таможенная пошлина в сентябре на бензин, утверждённая правительством РФ, с $394 за тонну повысилась до $399. На светлые нефтепродукты пошлина повысилась с $293 до $297.

По данным антимонопольной службы Таджикистана, топливный рынок Таджикистана состоит на 90% из российских нефтепродуктов.

На сегодня самым крупным поставщиком топлива в Таджикистан является ООО «Газпром нефть-Таджикистан», который занимает 35% топливного рынка страны и является доминирующим субъектом на рынке. В этот список так же входят компании - «Анахито» и «НуриДильшод», которые занимают 10% и 9% рынка соответственно. Остальная часть рынка принадлежит мелким поставщикам.