Турция борется за место под американским "солнцем"

На модерации Отложенный

В последнее время руководство Турецкой Республики всячески демонстрирует, что ведет самостоятельную внешнюю политику. Проводится своего рода надуманная, демонстрационная, показушная диверсификация внешнеполитической идеологии Республики, хотя на самом деле в целом она не претерпевает никаких крупных изменений уже много лет.

Основные цели Турции все те же - союзнические отношения с США, интеграция в ЕС, борьба за тюркские регионы бывшего СССР; добавилась лишь одна - распространения по всему миру турецкой обновленной модели ислама, основанной на пирамидальной, напоминающей сетевой маркетинг деятельности тарикатов-сект. Изменились лишь методы - тактика. Стратегия все та же. В рамках существующей постбиполярной системы международных отношений Турция стремится занять свое место под позиционирующим себя лидером вселенной «солнцем» - под США.

Во время совершенной не без участия зарубежных помощников «арабской весны» позиция Турецкой Республики была изначально двойственной, однако впоследствии - более чем последовательной и жесткой. После начала патрулирования неба над Ливией самолетами НАТО и президент, и премьер-министр Турции долго хранили молчание, видимо, проводив переговоры с заокеанскими друзьями. Потом, когда уже оппозиционные силы стали, борясь за рейтинг, бросать обвинения в сторону правящей партии, лидеры турецкого государства заявили во всеуслышание, что основной их целью будет вывоз турецких граждан. И лишь через некоторое время премьер-министр Эрдоган заявил о поддержке сил коалиции в Ливии, тем самым пристроился к тем, кто рано или поздно должен был победить - поступил так, как Турция делала на протяжении истории. Классический пример - Вторая Мировая Война, когда страна сохраняла прогерманский нейтралитет и лишь в конце войны присоединилась к одержавшим победу, чтобы разделить с ними пирог завоеваний.

Однако позиция Турции проясняется окончательно лишь сегодня, когда она осуществляет давление на Сирию - государство, с которым туркам удалось наладить нормальные отношения лишь при действующем режиме Асада. Называя происходящее в Сирийской республике «нашей внутренней проблемой», характеризуя осуществлявшиеся в последнее время послабления в отношении курдов ошибкой и нанося удары по северу Ирака, Эрдоган вовсе не лукавит, а демонстрирует свою солидарность с США, свое стремление в рамках подчинения Штатам занять ведущую роль в регионе, в котором идет активная фаза передела границ, пусть и не четко по плану ЦРУ «Большой Ближний Восток», но где-то около того.

И у премьер-министра Турецкой Республики теперь в руках все карты - после событий лета 2011, когда в отставку ушел практически весь боровшийся за классическое понимание лаицизма (светскости) генералитет (Эрдоган символично провел заседание военного совета во дворце Долмабахче - месте, где умер Ататюрк) армия подчиняется ему и готова выполнять любой приказ. Не зря в проправительственной газете «Заман» в начале августа вышла статья, обвинявшая армию в антиамериканизме: тем самым власть имущие стремятся окончательно запутать, глобализировать и обезличить общественное мнение Турции.

Военные корабли, которые Эрдоган грозится отослать в подмогу новой флотилии с гуманитарным грузом для сектора Газа, снижение уровня дипломатических отношений с Израилем - это своего рода семейная ссора между ведущими союзниками США в регионе, это сор, вынесенный из избы. Причем, возможно, специально для того, чтобы имидж Турции в арабском мире стал еще более привлекательным, напоминающим лик, смотрящий в светлое «демократическое» будущее региона.

Приезд президента Турецкой Республики Абдуллы Гюля в Ярославль на политический форум и очередная его встреча с Медведевым явно были нацелены не только на решение карабахской проблемы. Судя по всему, тихая и намного менее, чем Эрдоган, публичная фигура - Гюль прибыл на своего рода совещание с северным соседом, в то время как внимание турецкой общественности приковано к словам и действиям Эрдогана в отношении Израиля. И основные вопросы - накопившиеся проблемы, которые постепенно стали тормозить развитие двусторонних отношений: соотношение сил на Кавказе и в Центральной Азии, вопросы транспортировки и транзита энергоносителей из республик бывшего Союза, а также явное и одновременное схождение и расхождение взглядов по целому ряду событий на мировой повестке дня, среди которых, бесспорно, ведущую роль играют подвижки (скорее, правда, игра в поддавки или просто «подчиняшки») на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, корейская и иранская ядерная программы.

Турция на доктринальном уровне ни много ни мало стремится стать державой мирового уровня. Однако, даже если спрятать определение мировой державы (или, тем более, глобальной) в стол и закрыть на огромный замок, вряд ли у нее это получится в рамках обновленной идеи о младшем партнере США на Ближнем Востоке - старой игры с новыми правилами.