Может ли Лукашенко рассчитывать на войска ОДКБ?

На модерации Отложенный

Генсек организации Николай Бордюжа рассказал "Известиям" об условиях, которые поставила Москва перед белорусским лидером.

Москва еще не решила, будет ли она защищать режим Александра Лукашенко в случае, если повторятся прошлогодние волнения в Минске. Сам белорусский лидер уже поспешил намекнуть своим противникам, что у него есть оберег в лице ОДКБ. "Речь идет не только о применении коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) на случай вмешательства других государстве извне, но также в случае вмешательства других государств внутри стран ОДКБ", - сказал Лукашенко на днях, встречаясь с генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей в Минске.

В Кремле «Известиям» пояснили, что белорусский лидер хоть и считается союзником России, однако идею помощи со стороны ОДКБ «использовал в своих целях и вульгаризировал». Сама инициатива родилась в ходе неформального саммита, который прошел 12 августа в Астане, и авторство принадлежит Москве, хотя озвучивал ее Лукашенко.

- Речь идет об использовании потенциала ОДКБ для защиты конституционного строя. Когда национальные силы просто не в состоянии справиться с обстановкой, когда ситуация идет в разнос, существует угроза жизни и безопасности граждан, происходят массовые грабежи и мародерство, тогда ОДКБ может вмешаться. То, что произошло в декабре 2010 года в Минске – это внутреннее дело государства, - объяснил «Известиям» Николай Бордюжа.

С ним согласен руководитель Института современного развития Игорь Юргенс. ИНСОР подготовил ряд инициатив по реформе ОДКБ, которые были согласованы лично с президентом.

- ОДКБ должно действовать в особых ситуациях: терроризм, экстремизм, создание внутренней угрозы извне. Например, исламские террористы, проплаченные из-за рубежа, врываются на территорию Таджикистана, - говорит Юргенс.



По его словам, если существует угроза конституционному строю и президент страны обращается за помощью, то коллегиальный орган смотрит на два параметра – может ли государство справится с ситуацией самостоятельно и не сформирована ли она внешними силами. «В случае с Лукашенко ни первое ни второе неприменимо», - считает глава ИНСОРа, поясняя, что «подавление народных восстаний противоречит духу и букве договоренностей стран-участников ОДКБ».

Впрочем, как заметил «Известиям» советник российского посольства в Белоруссии Владимир Марчуков, у Лукашенко достаточно сил белорусской армии, чтобы предотвратить любую «арабскую весну», а  его заявление относительно ОДКБ всего лишь пропагандистская уловка, чтобы «показать важность Белоруссии и международное значение ее лидера».

- Внутри страны Лукашенко ничего не угрожает. Второго Египта или Ливии здесь не будет. Слишком разные условия… Сам народ как вышел из Советского Союза в 1991 году так и живет: не богато, но обеспеченно. Такая нормальная колхозная размеренная жизнь. Батька за всех подумает, за всех решит. Для большинства граждан это очень удобно, - говорит Марчуков.

Как бы то ни было, Кремлю хоть и не нравится политический строй в Минске, однако он остается союзником Москвы. В конце концов, Россия и Белоруссия самые близкие друг другу страны на постсоветском пространстве: Союзное государство, Таможенный Союз, ОДКБ, ЕвраАзЭс и т.д. "Газпром" скоро станет 100% владельцем газотранспортной системы Белоруссии. «Какой бы Лукашенко не был, с ним придется считаться», - говорит источник «Известий» в Кремле, добавляя, что МИД России получил указание от руководства страны постоянно «макать белорусские власти».