Алексей Пиманов: Сколько можно терпеть лажу

На модерации Отложенный

В футболе, в милиции, в киноиндустрии творится одно и то же: все всё понимают, но никто не смеет заявить о халатности, коррупции, беспределе вслух

В программе «Человек и закон» Алексея Пиманова часто бывают громкие расследования. Но бомбой стал, конечно, футбольный сюжет: некоторые игроки сборной «готовились» к решающей игре со словенцами в ресторане. Ответные обвинения подытожил спортивный министр, бывший глава Российского футбольного союза Виталий Мутко: «Сюжет подзаказали!»

«Человек и футбол»

«AиФ»: - Алексей Викторович, как появился сюжет?

Алексей Пиманов: - Я сам до 20 лет профессионально занимался футболом, кандидат в мастера спорта, до сих пор играю три раза в неделю, общаюсь с известными в прошлом футболистами, со спортивными врачами, тренерами, я знаю «кухню». Все понимают, что команда была не готова функционально, остановилась на поле и проиграла. При этом у Хиддинка - высочайшая квалификация. Проблема, значит, в другом?

Почему российская сборная радует чужих болельщиков?

После сюжета мне уже смертельно надоел весь этот базар. Другого слова я подобрать не могу. Переврали все наши слова, окончательно запутались в показаниях, заврались так, что противно. Мне стоит огромных усилий не ввязываться в эту вакханалию. Вопрос ведь не в том, когда с точностью до минуты они вышли из ресторана, кто что пил или курил. Хотя, поверьте, всё очень легко доказуемо в суде. Само по себе «ресторанное» отношение к сборам - не уровень сборной России. Надо бы обсуждать, как изменить отношение к работе, повысить дисциплину, как построить новую базу сборной, как отстроить профессиональную медицину. Один пример. Врач великой «Барселоны» рассказал, что даже после обычного календарного матча игроков везут на базу, они ужинают под присмотром врачей, пьют восстанавливающие смеси и только после этого разъезжаются! (Разговор прерывается телефонным звонком, Алексей Пиманов возвращается через несколько минут. - Ред.). Это, кстати, был один известный тренер. Говорит, хорошо, что наконец кто-то об этом рассказывает, потому что терпеть эту лажу в нашем футболе больше нет никаких сил.

«Человек и деньги»

«AиФ»: - Один из сюжетов программы - о цыганках-воровках в торговом комплексе «Охотный ряд», прямо по соседству с Кремлём. Продавцы указывают на них пальцем, милиция в курсе, но ловить некогда или незачем... В стране почти полтора миллиона милиционеров, на душу населения в разы больше, чем в некоторых странах. Зачем нам такая милиция?

А. П.: - На милиции очень тяжёлая, чёрная работа. Не хочу мазать грязью всех. Но часто сотрудники набираются по остаточному принципу. Вы когда-нибудь слышали о конкурсе на приём в милицию?

«AиФ»: - Слышал, что на некоторые должности повыше можно устроиться только за взятку. Кто сегодня идёт работать в МВД?

А. П.: - Это очень сложный разговор. Надо иметь в виду и криминальную обстановку, и наследство 90-х: когда систему, извините за сленг, «опустили», выплачивали мизерную зарплату, а вокруг гуляли бешеные деньги. Мы тогда вообще не понимали, какого джинна выпускаем из бутылки. Мерилом успеха в обществе, особенно для поколения 90-х, стали деньги. В милиции многие тоже сделали свой выбор. Не везде, но во многих местах система уже отстроена соответствующим образом, и непохожим на остальных в ней не выжить. Я не хочу огульно обвинять всю нашу милицию, но... все же всё понимают.

«AиФ»: - Чем по отношению к деньгам отличается новое поколение?

А. П.: - Я могу судить, по крайней мере, по спорту. Для ребят, которые уехали играть в 90-х годах в НХЛ, российский флаг был ничем. Для ребят, которым сейчас по 20-22, флаг уже что-то значит.

«Человек и кино»

«AиФ»: - Ваши разносторонние интересы удивляют - я о вашей новой режиссёрской работе, новогоднем фильме «Мужчина в моей голове».

Когда у нас появится возможность оценить, смогли ли вы переплюнуть Рязанова с его «Иронией судьбы»?

А. П.: - Ха, о чём вы говорите: Рязанов великий и один такой. Но, если что-то в нашем фильме есть от рязановских настроений, я могу только гордиться. Это очень добрая история, мы почти год работали со сценаристами, чтобы получилась не только комедия положений. Это рассказ о женщине и о том, как легко её потерять. В результате получилось ещё и признание в любви Москве.

«AиФ»: - Вам удалось «присосаться» к деньгам, которые в последнее время выделяет на кинематограф государство?

А. П.: - Снимали только на свои, которые заработали в России, в Беларуси, на Украине на продаже сериала «Ненависть».

«AиФ»: - Сериалы у нас делать, похоже, научились. Но почему государство спалило кучу денег на поддержку кинематографа и собирается палить ещё больше - более 5 млрд рублей в следующем году, а российского кино в прокате почти нет?

А. П.: - Успех «Дозоров», «Девятой роты» и других фильмов показал, что у нас соскучились по своему кино. Но за этим переломом в 2006 году последовал ещё один. Я думаю, американские производители кино, которые держали наш рынок, поняли: они его начинают терять. Как до этого, кстати, потеряли сериальный рынок. Поэтому американцы жёстко отстроили отношения с владельцами кинотеатров. Директора получают контракт на год вперёд, у них уже ни о чём не болит голова, из 20 фильмов десятка - действительно крепкие голливудские блокбастеры. А у голливудских не болит голова о том, что директора могут спрятать часть выручки. Эти фильмы уже отбились в 35 тысячах кинозалов в США и в десятках тысяч залов по миру, а здесь лишь дожимают свою копейку.

Но всё, что наснимали у нас, в том числе на государственные деньги, даже оставляя за скобками качество, не может пробиться в нормальный прокат. Большинство российских режиссёров в своей стране получают залы по остаточному принципу. Тем более на всю страну жалких 1850 залов. Ну а потом тебя ещё и раздевают до нитки, оставляя из двадцати миллионов доходов примерно 3,5. Это ниже себестоимости! А если фильм собрал десять миллионов, а не двадцать? Какой сумасшедший будет вкладывать в такой бизнес?!

«AиФ»: - Если часть залов законом забронировать для российского кино, это спасёт отцов российской киноиндустрии?

А. П.: - Только при условии, что кинотеатров станет больше. Иначе даже хорошие фильмы опять упрутся в прокатный потолок, на их «трупах» скажут, что русское кино никому не нужно. Государству нужно быстро сделать то, что частники будут делать лет двадцать. Построить сеть кинотеатров, которые, продолжая в разумных пределах показывать продукцию Голливуда, будут жёстко ориентированы на прокат российского кино. Нужно дать нашим продюсерам возможность возвращать вложенные в кино деньги. После этого государство сможет отойти в сторону и адресно поддерживать детское кино, авторское кино.

Недавно у нас родилась суперидея! По всей стране в рамках госпрограмм сотнями строятся спортивные центры. Во многих из них можно немного «передвинуть» стенку, чтобы получился и ледовый дворец, и кинотеатр. Мне удалось с этой идеей зайти в высокие кабинеты и добиться поддержки. В культурно-спортивные центры можно будет на выходных всей семьёй приезжать на несколько часов - покатать детей на катке, посидеть в кафе, зайти в кинотеатр. Уже через три-четыре года можно получить дополнительно несколько сотен кинозалов. Причём и в городах, где кино нет вообще! Понятно, что это новая культура проведения досуга, что публике нужно будет дать время привыкнуть к нашему кино, привлечь в кинотеатры не только молодых людей. Сейчас 80% посетителей кинотеатров - в возрасте до 25 лет. Это не за год делается, но всё реально. Я очень надеюсь, что у нас всё получится...