WikiLeaks: Саакашвили тяготит страх, что история его осудит
Скандальный сайт компроматов WikiLeaks предал главности документ о ситуации в Грузии и перспективах ее развития.
В начале прошлого года посол США в Грузии Джон Басс подготовил объемный аналитический документ о ситуации в стране и перспективах ее развития.
Зашифрованная депеша 04 TBILISI 000203 ушла в Вашингтон 17 февраля 2010 г., но в итоге оказалась в распоряжении скандального сайта компроматов WikiLeaks.
На днях она была предана гласности. И хотя со времени написания этой телеграммы прошло полтора года, многие содержащиеся в ней оценки сохраняют актуальность. Вот что говорилось в этом документе:
МЫ ВАМ - УЧАСТИЕ В АФГАНСКОЙ ВОЙНЕ, ВЫ НАМ - ЧЛЕНСТВО В НАТО
1. Грузия сейчас более спокойная и уравновешенная, чем после войны, но все эти улучшения недолговечны. В обществе и в политике – ощущение незащищенности. Неверные расчеты и провокации – внутри страны – могут запросто спровоцировать новый кризис. И хотя президент Саакашвили сейчас сильнее политически (более стабильная экономика и нет явного соперника), парадоксально, но факт – он неуверен в своей защищенности.
Его тяготит страх, что история осудит его за окончательную потерю оккупированных территорий. Его также беспокоит наш выверенный подход к сотрудничеству с Москвой, говорящий о смене ориентиров в интересах США.
Опасения усиливают и постоянные российские обвинения относительно законности его правительства, и молчание Запада в ответ на поведение Москвы.
2. Правительство и большую часть общества все еще манит желание попасть в Европу и НАТО. Опасение, что Грузия может так и остаться в комнате ожидания Запада, заставили некоторых начать обсуждать целесообразность сделки с Москвой, чтобы заново интегрировать территории. А Саакашвили продолжает искать «одно крупное дело», которое поможет Грузии закрепиться на Западе. Например, недавно сделал предложение НАТО и США предоставить логистический комплекс для Афганистана в дополнение к серьезным военным обязательствам на ближайшие два года.
Наша задача – убедить Саакашвили, что он рискует потерять доброе отношение, вызванное огромным вкладом Грузии в Афганистане, если не сумеет усилить демократическое развитие своей страны. Необходимо заверить его в нашей поддержке, чтобы он почувствовал себя в безопасности и смог делать то, что нужно.
ВКЛАД В АФГАНИСТАН
3. Намеченная переброска сил в Афганистан – самый яркий пример того, что Саакашвили упорно настроен вести Грузию на Запад. Сегодня в Афганистане уже расположена их легкая пехота (173 взвода) под французским командованием, ожидается сотрудничество с Великобританией. Грузины хорошо показали себя на учениях, наблюдатели из США постановили, что их войска прекрасно подготовлены «для ведения полного спектра боевых операций в противоповстанческих условиях».
4. Общественные обсуждения участия Грузии в войне в Афганистане были ограничены. Президент Саакашвили дал понять, что этот шаг напрямую связан с безопасностью самой Грузии, и публично заявил, что «как только афганская проблема будет решена, и закончится война в Ираке, Грузия будет более защищенной». Он также подчеркнул, что служба в Афганистане – ценный опыт для грузинских солдат.
Официальные лица заявили, что таким образом Грузия проявит себя как партнер, а члены НАТО будут воспринимать ее более серьезно.
5. Программа военной подготовки Грузии (GDP-ISAF) ведется с 1 сентября 2009 года. Она включает практическое обучение от стрелковой подготовки до обнаружения и ликвидации самодельного взрывного устройства. Нынешняя грузинская миссия под французским командованием достаточно статичная, поэтому решено, что теперь грузинские войска разделят «боевое пространство» с американскими морпехами. Грузины также направят двух офицеров к международным силам содействия безопасности под турецким командованием, чтобы поддерживать связь между министерством обороны Афганистана и Главным штабом национальной обороны на протяжении года.
ВСЕ ЕЩЕ ХОТЯТ В НАТО
6. Грузины рассматривают свое участие в Афганистане как оплату за принятие в НАТО. Здесь все еще серьезно поддерживают Альянс. После объявления в апреле 2008 года в Бухаресте, что Грузия, в конце концов, станет членом блока и после августовской войны, НАТО продолжает укреплять с ней отношения под эгидой специальной комиссии НАТО-Грузия (NGC). Так через нее была разработана ежегодная государственная программа (ANP), которая должна способствовать проведению реформ, необходимых для членства в НАТО.
Мы же должны показывать грузинам, что ценим все их усилия, но при этом надо донести до них скрытое послание, что этого мало – нужны соответствующие успехи и со стороны общественности.
ВОЕННЫМ ПУТЕМ АБХАЗИЮ И ЮЖНУЮ ОСЕТИЮ НЕ ВЕРНУТЬ
КОНФЛИКТ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ
7. Сложно переоценить, насколько сильно грузинское общество пропитано ощущением незащищенности. Российские войска находятся в 25 милях от Тбилиси, строят постоянные базы. То и дело раздаются заявления русских о грузинской агрессии или объявления о включении Абхазии в российскую экономику. А утверждения Москвы о готовящихся грузинских провокациях на Северном Кавказе вызывают опасения у грузинских чиновников, что Россия просто ищет предлог. Тбилиси, в свою очередь, пытается лечить свою нервозность закупкой оружия. Грузины боятся, что наш подход к совместным действиям в области обороны – это всего лишь компромисс, чтобы заполучить сотрудничество России по другим вопросам, вроде Ирана.
9. Грузинская политика в отношении спорных территорий становится более зрелой, что отражает растущее признание того, что короткого (или военного) пути к интеграции их в состав Грузии просто нет.
Вначале стоит обсудить статус этих двух регионов. Ключевой вопрос вот в чем: насколько фактические правительства этих территорий контролируют свою собственную судьбу или это Россия всем дирижирует. Грузины уверены, что Абхазия и Южная Осетия играют в пару хороший-плохой полицейских по приказу русских. Никто не ждет какой-либо конструктивной реакции от Южной Осетии. А вот позитивный отклик от абхазов, даже по относительно скромным темам, может говорить об их искренней заинтересованности в том, чтобы отойти подальше от московской орбиты и прийти к какой-то договоренности с Тбилиси. В настоящее время мы разрабатываем возможные пути, по которым США будет поддерживать цели такой стратегии.
НАРОД ЖДЕТ РЕФОРМ
ВНУТРЕННИЕ СЛОЖНОСТИ
11. Единое Национальное Движение (ЕНД) Саакашвили продолжает удерживать конституционное большинство в Парламенте, а цифры опросов показывают широкую народную поддержку. Умеренная правительственная реакция на длительные протесты оппозиции в 2009 повысили популярность Саакашвили и его партии. Самую серьезную сложность 2009 года – ослабление экономики – похоже, удалось решить к концу года. Однако уровень безработицы все еще высок, а уровень инвестиций резко упал. Международная помощь, особенно американская в размере 1 млрд долларов после августовского конфликта 2008 года, помогла отгородить Грузию от глобального финасового кризиса и создала серьезную базу для восстановления. ЕС, другие спонсоры и международные финансовые институты предоставляют дополнительные 3,5 миллиарда долларов в качестве пост-конфликтной поддержки Грузии.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
12. Правительство достигло заметных успехов в разных областях, включая представление нового избирательного кодекса 28 декабря 2009, который будет установит правила для предстоящих муниципальных выборов в мае 2010. Грузинская оппозиция самая разная: от "ответственных" партий, сидящих в парламенте, до "непримиримых", которые настаивают на досрочном уходе Саакашвили перед началом любого диалога.
Президент Саакашвили согласился на прямые выборы мэра Тбилиси, предоставив тем самым возможность оппозиции контролировать этот политически важный пост в наиболее оппозиционно-настроенном городе Грузии. Однако серьезное влияние правительства (если не сказать прямой контроль) на СМИ серьезно усложняет задачу оппозиции.
ОПАСЕНИЯ ОППОЗИЦИИ
13. Лидеры оппозиции (и в Парламенте и вне его) в основном призывают США и международную общественность вмешаться, чтобы выровнять избирательное игровое поле Грузии. Для этой цели, по их мнению, Америке стоит давить на важность укрепления гражданского общества, улучшения медиа климата и увеличения политического плюрализма. Большая часть народа все еще ждет, когда правительство все-таки выполнит обещания о новой волне демократических реформ, о которой Саакашвили заявлял еще после августовского конфликта 2008. Оппозиция же уверяет, что президент за последние семь лет сконцентрировал всю власть в своих руках и продолжает двигаться в авторитарном направлении. Однако в рядах оппозиции нет единого мнения по поводу того, что нужно делать, какова альтернатива.
СМИ.
14. Сегодня грузинские СМИ отражают политическую поляризацию страны: четкое разделение на про-правительственные и про-оппозиционные. Для большинства людей государственные ТВ каналы остаются основным источником информации. Телевизионный контент ограничен. В результате большая часть населения плохо проинформировано по целому ряду различных тем. Ограничены и новостные программы на азербайджанском, армянском и русском, поэтому этнические меньшинства мало знают о том, что творится в Грузии. Хотя многие пытаются переходить на спутник, чтобы получать новости из Азербайджана, Армении и России.
Медиа рынок в Грузии очень маленький, испытывает серьезные финансовые затруднения. Журналистам платят мало.
ДЕЛА С МОСКВОЙ ИДУТ СЛОЖНО, НО ДОГОВАРИВАТЬСЯ ПРИДЕТСЯ
ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ
15. Официальные отношения между Россией и Грузией остаются сложными. Однако в декабре два правительства пришли к предварительному соглашению вновь открыть границу для транзита в Армению и предоставить ограниченную возможность пересечения для грузин. Говорят, в марте возможно подписание договора. Грузинские Авиалинии запустили несколько чартеров в Москву и Питер в январе - первые прямые перелеты с 2008 - и сейчас ведут переговоры о разрешении на более постоянные рейсы.
ТРУДНОЕ СОСЕДСТВО
16. Грузия серьезно обеспокоена значительным увеличением военных поставок из России в Армению. Поставки запланированы на 2010 через воздушное пространство Грузии. И хотя Тбилиси продолжает давать разрешение на такие перелеты, чтобы не портить добрые отношения с Ереваном, здесь не верят, что армяне могут самостоятельно использовать все эти поставки. Грузия боится, что такие виды вооружения, как крупнокалиберная амуниция для самолетов, могут предназначаться для российских войск в Армении. Подобные поставки могут не только нарушить равновесие в Нагорном Карабахе, но и потенциально использоваться для того, чтобы выдавить Грузию с юга, если в будущем там возникнет конфликт с Россией.
17. Грузия также пытается наладить отношения с Ираном. В Тбилиси согласны со многими нашими опасениями насчет политики Ирана и высказывали готовность озвучить наши мнения им напрямую. Но Грузии еще предстоит столкнуться с гневом Тегерана за экстрадицию иранского контрабандиста оружия в США несколько лет назад. В то же время грузины не могут позволить себе отдалиться от могущественного соседа и важного торгового партнера – особенно учитывая, что они хотят предотвратить дальнейшее признание отколовшихся территорий.
Комментарии