Место зрителей - за кадром?

На модерации Отложенный

А зрители, тем не менее, хотят, чтобы их мнение было услышано. помочь в этом им смог бы Общественный совет по телевидению, за создание которого выступает всё больше политиков, общественных деятелей, представителей творческой элиты.

В тисках рейтинга

Просыпаясь утром или приходя с работы вечером, среднестатистический россиянин в первую очередь включает в квартире свет, а во вторую - телевизор. Это факт. А вот что он в этом телевизоре видит, вызывает массу вопросов. «Для большинства населения России, особенно для тех, кто живёт в глубинке, в небольших городах и посёлках, телевизор - в прямом смысле этого слова окно в мир: и новости он с телеэкрана узнаёт, и какие-то жизненные ситуации и конфликты учится разрешать, и поход в кино ему голубой экран заменяет.

Но телеканалы в последнее время свою программу выстраивают с явным уклоном в развлечения, ссылаясь при этом на рейтинги. Мол, народ этого хочет, народ за это голосует, - говорит Николай Зятьков, главный редактор «Аргументов и фактов». - Но выбирает-то при этом зритель между чем? Конечно же, выбирая между плохим и очень плохим - между насилием и юмором, - он выберет юмор. Но эти рейтинги совершенно не учитывают истинных желаний россиян. А зрители, как показывают соцопросы, хотят смотреть старое советское кино (за это, по данным ВЦИОМ, высказались 60% опрошенных), передачи, в которых затрагивались бы актуальные, острые темы, концерты классической музыки. Однако мнение зрителя остаётся за кадром. И Общественный совет по телевидению мог бы стать мостиком между миллионами россиян и телеканалами».

О том, что народ хотел бы активнее участвовать в формировании политики, говорят и исследования, проведённые летом и осенью 2009 г. исследовательской группой ЦИРКОН. «На вопрос о том, должны ли телезрители в лице своих полномочных представителей или общественных советов иметь возможность участвовать в управлении телевещанием, 52% участников исследования ответили «Да», - говорит Игорь Задорин, глава ЦИРКОНа. - И 70% опрошенных высказались за то, что государство должно более активно регулировать работу центральных телеканалов».

Время чистить душу

Плюсы и минусы создания в России Общественного совета по телевидению обсуждали на «круглом столе», который на минувшей неделе прошёл в редакции еженедельника «Аргумены и факты».

С инициативой создать такой совет выступил глава Совета Федерации Сергей Миронов ещё два года назад. По его мнению, в Общественный совет по телевидению должны входить 25 человек. По 2 человека выдвигают президент, правительство, Госдума, Совет федерации, Общественная палата и уполномоченный по правам человека. Остальные 13 - представители творческих, общественных организаций, психологи и т. д. «Мы ни в коем случае не посягаем на свободу слова и не настаиваем на введении цензуры на телевидении, - объясняет Сергей Миронов. - У данного совета функция другая: давать нравственную оценку того, что каждый день показывают десятки российских телеканалов.

А каждый телеканал, по нашему мнению, обязан раз в неделю предоставлять 15 минут эфирного времени, чтобы члены Общественного совета на всю страну могли бы озвучить своё мнение об увиденном. От верховной власти положительных отзывов на этот закон я пока не услышал. Но надеюсь, что эту инициативу поддержат регионы - введут Общественные советы на местном телевидении. И это подхлестнёт федеральный центр». Кстати, подобные советы существуют во многих европейских странах. Так, в Англии Общественный совет оценивает ВСЕ без исключения программы и фильмы, идущие по телеканалам, определяя, зрителям какого возраста их можно смотреть без ущерба для душевного здоровья. Во Франции подобный совет имеет право после просмотра снимать с эфира фильм, ток-шоу или развлекательную передачу, если считает их опасными для нравственности нации.

«Я не ратую за цензуру, - говорит Николай Бурляев, народный артист России. - Я выступаю за то, чтобы телевидение наше постепенно становилось чище. Меня попросили провести экспертную оценку того, что в течение субботы шло по одному из центральных каналов. Из 24 часов эфира 18 было отдано под то, что показывать не стоило бы: пошловатые фильмы, болтовня на кухне, криминал, насилие и т. д. Да, в начале перестройки телевидение ратовало за то, чтобы государство дало ему свободу. Но нельзя допустить, чтобы эта свобода убила Россию. А это произойдёт, если телевидение и дальше будет калечить наши души. Ведь та культурная революция, которая произошла после перестройки, вряд ли пойдёт на пользу стране».