Иран-России. Иск по-дружески
На модерации
Отложенный
Иран не оставил надежды получить ракетные комплексы С-300 от России. Для продвижения в этом направлении он подал в Международный суд ООН иск на РФ. Одновременно иранцы рассматривают российские предложения о возобновлении международных переговоров по ядерной программе. Похоже, план Москвы не вызвал аллергии в Тегеране.
Реанимировать контракт
Иран подал в Международный суд ООН иск в отношении России из-за отказа продавать С-300. Об этом сегодня сообщил посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади. Он пояснил, что такая возможность – судебное разбирательство – предусмотрена контрактом между РФ и ИРИ на предмет закупки Тегераном зенитно-ракетных комплексов С-300: «В контракте оговорено, что если одна сторона не выполнит условий, то другая может подать иск в Международный суд».
МС ООН, напомним, был создан для того, чтобы «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». В настоящее время, кроме иска Ирана к России, на рассмотрении суда находятся такие, например, дела: иск Грузии к России о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, иск Бельгии к Швейцарии по проблеме юрисдикции и исполнения решений по гражданским и коммерческим вопросам, иск Эквадора к Колумбии о распыление гербицидов с воздуха и т.д.
Контракт о продаже ЗРК С-300 на сумму около 800 млн долларов, напомним, был подписан в конце 2007 года. В соответствии с ним РФ обязалась продать Ирану пять дивизионов зенитной ракетной системы С-300ПМУ-1. Москва получила аванс в объеме 166,8 млн долларов.
Но 9 июня 2010 года СБ ООН принял очередную резолюцию, ужесточающую санкции в отношении Ирана, так как тот не желает выполнять международные требования по поводу совей ядерной программы и прояснить ряд вопросов по этой теме. Санкции распространяются на ряд иранских банков за рубежом, расширяют эмбарго ООН на поставки оружия в ИРИ. К этому документу прилагается список иранских компаний, на которые наложены жесткие меры. В пояснительной записке к документу прописано, что резолюция запрещает странам продавать Ирану «шесть видов тяжелых вооружений: танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, ударные вертолеты, корабли, ракеты и ракетные системы». Кроме того, запрещено оказывать техническую и финансовую помощь в рамках поставок запчастей к таким вооружениям.
К санкциям присоединилась и Россия. В рамках реализации резолюции СБ президент РФ Дмитрий Медведев подписал 22 сентября 2010 года Указ, предполагающий запрет на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. 20 августа 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин не исключил, что после снятия санкций в отношении поставок вооружений в Иран может быть возобновлен вопрос о продаже Тегерану зенитных ракетных систем С-300. А еще за полгода до этого Исайкин заверил прессу: эта зенитная система является абсолютно оборонительным средством и не может «угрожать даже ближайшим соседям».
Иран не согласен с тем, что С-300 подпадают под санкции – это средство ПВО, система оборонительного назначения, а не наступательного. Она предназначена для защиты крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. С-300 может уничтожать баллистические и аэродинамические цели. Как сообщали СМИ, Иран намеревался защищать российскими комплексами свою АЭС и предприятия ядерной энергетики.
По словам посла ИРИ в РФ Саджади, некий «российский чиновник» после этого сказал, что «если Иран подаст в Международный суд ООН и суд признает, что отгрузка С-300 не подпадает под санкции, то Россия поставит Ирану С-300, предусмотренные контрактом». После этого Иран подал обращение в суд. Таким образом, этот шаг – не что иное как помощь Москве в том, чтобы она продала ЗРК Тегерану, пояснил посол: «России нужен юридический козырь, чтобы поставить Ирану С-300».
Таким козырем, по мнению Ирана, станет решение Международного суда.
«Продажа С-300 – это не только поставка, это еще и обучение персонала, обслуживание комплекса – это 20 лет сотрудничества», - отметил дипломат. Именно поэтому Тегеран не хотел бы покупать такие сложные российские ЗРК через третью страну, Венесуэлу, как предлагает президент Уго Чавес. Однако, добавил Саджади, если Россия предложит такой вариант, то Иран его рассмотрит.
Таким образом, Иран еще не потерял надежду приобрести ЗРК у России. В том случае, если Международный суд вынесен определение о том, что эти средства ПВО не попадают под санкции.
Очевидно, что в реализации контракта заинтересованы как Иран, желающий, наконец. Получить пять дивизионов ПВО, и Россия, которой необходимо завершить сделку по ряду соображений, не последнее из которых – имидж пунктуального и добросовестного партнера в международной торговле.
Атомные подвижки
Тем временем, в ядерной сфере, из-за которой Иран и получил санкции ООН, похоже, намечаются позитивные сдвиги.
На минувшей неделе в Москве прошли переговоры между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и главой МИД Ирана Али Акбаром Салехи. Лавров обсуждал перспективы возобновления переговоров в формате «шестерки» по иранской ядерной программе. Он предложил иранскому коллеге план по выходу из этого кризиса, состоящий в поэтапном урегулировании ситуации: в ответ на последовательные шаги Ирана в направлении расширения сотрудничества с МАГАТЭ международное сообщество будет последовательно делать шаги навстречу ИРИ, отменяя пункты санкций.
Эта «дорожная карта» Лаврова появилась на свет в июле нынешнего года. Он даже ознакомил с документом коллегу Клинтон.
Тегеран принял предложения Лаврова благосклонно и изучает документ, сообщил посол ИРИ в РФ Саджади. Причин доброжелательного отношения к «дорожной карте» несколько, пояснил он: «Во-первых, Россия – дружеская страна и мы верим в ее добрые намерения. Во-вторых, в предложениях Лаврова звучит признание права Ирана на мирный атом в рамках договора ДНЯО. В-третьих, вместо давления на Иран впервые звучит нота сотрудничества. В-четвертых, запад обязуется делать ответные шаги навстречу Ирану». Тегеран признателен Москве за такого рода предложения, сказал посол.
Вместе с тем, даже дипломату неизвестны временные рамки изучения предложений Лаврова. И тем более дата возобновления диалога «шестерки». Он может лишь пообещать сообщить Лаврову ответ иранской стороны, как только тот будет сформулирован. МИД России, полагают в Тегеране, сообщит итог «шестерке» - и эта «дорожная карта» может стать повесткой дня переговоров, которые прервались после встречи в Стамбуле в январе нынешнего года: «Предложения Лаврова создают логику для возобновления переговоров с Ираном. Дух предложений – сотрудничество, а не позиция «свысока».
На фоне изучения плана Лаврова Иран продолжает работы в сфере мирного атома, что так тревожит международное сообщество. В минувший понедельник поступило официальное сообщение из Организации по атомной энергии Ирана. Часть центрифуг для обогащения урана перенесена из завода в Натанзе на ядерное предприятие в Куме. Тегеран заверил, что все происходит в полном соответствии со стандартами безопасности. МАГАТЭ в курсе. Тревожным является лишь то, что еще до того ИРИ сообщал о намерениях производить обогащенный до 20% уран на предприятии «Форду» в Куме после того, как завод будет полностью оснащен новыми центрифугами. По информации агентства ФАРС, МАГАТЭ провело инспекцию на Бушерской АЭС, в Натанзе и на «Форду», а также на предприятии в Исфахане и реакторе в Араке. «Эта инспекция призвана продемонстрировать мировому сообществу политическую волю и твердое намерение Исламской Республики Иран открыто сотрудничать с МАГАТЭ», - подчеркнул постпред ИРИ в МАГАТЭ Али Асгар Солтание. Иран собой доволен. Он к диалогу с «шестеркой» готов.
Комментарии