Меркель хочет добить и расчленить Сербию

На модерации Отложенный

Канцлер Германии Ангела Меркель во время визита в Белград выдвинула главное условие для вступления Сербии в Евросоюз — фактическое признание сербскими властями независимого Косово и налаживание с ним диалога. Выступление главы немецкого правительства было выдержано в ультимативных тонах. Похоже, Германия взялась за переустройство Балкан по своему образцу, краеугольный камень которого — максимальное ослабление Сербии.

Еще недавно президент Сербии Борис Тадич много размышлял о том, что его страна стала ближе к членству в Евросоюзе. Действительно, в течение последних месяцев в Гаагский трибунал были отданы экс-командующий армии боснийских сербов Ратко Младич и бывший лидер Сербской Краины в Хорватии Горан Хаджич. Их выдача вроде бы считалась главным условием начала переговоров с ЕС. Однако Меркель дала понять, что Сербии нужно сделать "еще кое-что", что перевешивает выдачу Гааге любых политиков или военачальников.

"Официальный Берлин видит будущее Сербии в ЕС. Однако следует как можно скорее достичь положительных результатов, в том числе и в ходе прямых переговоров между Белградом и Приштиной по нормализации двусторонних отношений. Кроме того, ФРГ против любых односторонних действий, направленных на решение косовского конфликта. Это — предпосылка для вступления страны в Евросоюз", - сказала Меркель на совместной пресс-конференции с Тадичем.

"Необходимо стремиться к прогрессу. Я знаю, что быстро такие проблемы не решаются. Но нужно работать над этим", — подчеркнула немецкий канцлер. И тут же набросала сербам соответствующий план. Мол, необходимо устранить в Косово параллельные управленческие структуры и способствовать развитию торговли. В переводе с дипломатического это означает следующее: северные районы Косово, все еще подчиняющиеся Белграду, должны признать власть албанцев, а Сербия с этим смириться. Экономическую блокаду края сербы также обязаны снять.

Одним только Косово требования Германии не ограничиваются. Чтобы в будущем иметь возможность вступить в ЕС, Сербия, по словам Меркель, обязана реформировать административную и юридическую систему, обеспечить правовую защиту национальных меньшинств. Опять читаем между строк: сегодня в сербской Воеводине живут порядка 400 тысяч венгров, в Санджаке — более 200 тысяч славян-мусульман, в долине Прешево — до 60 тысяч албанцев. И интересы этих групп населения "не должны пострадать подобно тому, как в свое время Слободан Милошевич пытался "ущемить" косовских албанцев. Вполне возможно, делается это с прицелом и на их отторжение.

Была у переговоров Меркель в Белграде и экономическая составляющая. В частности, она потребовала от сербских властей "расширения возможностей рыночной экономики". Что такое расширение возможностей рыночной экономики на основе норм ЕС — можно посмотреть на примере уже вошедших в Евросоюз бывших соцстран. Это открытие рынков и допуск иностранцев к самым лакомым кускам. В результате под контролем немецких компаний оказывались и промышленные предприятия, и банки. 

Чтобы как-то смягчить эффект от своих ультимативных слов, Меркель похвалила сербские власти за настойчивость в пути приближения страны к европейским нормам. Со своей стороны, президент Тадич, проглатывая большую часть немецких требований, назвал Германию "ключевым партнером Сербии в ЕС". После этого он (насколько позволяла ситуация) попытался возразить гостье из Берлина по Косово и изложил свое видение ситуации.

"Мы и сегодня сталкиваемся в регионе с очень сложными проблемами, одной из которых является Косово и Метохия. Нашу страну не нужно подталкивать к диалогу с Косово, мы сами заинтересованы в решении этой проблемы. У нас нет иллюзий по поводу того, что Сербия может войти в ЕС с неразрешенным конфликтом. В Европе имеется довольно своих конфликтов и проблем, и Сербия намерена сначала разрешить конфликты на территории западных Балкан", — заявил сербский президент.

По словам Тадича, Сербия не собирается признавать отторжение Косово. Он призвал не заставлять его страну выбирать между ЕС и этим краем. "Политика "ЕС или Косово" ошибочна и ультимативна, противоречит европейским ценностям и ее необходимо избегать. Надо найти гибкое, творческое решение, которое не повлияет на нормальную жизнь людей и не посягнет на достоинство ни албанского, ни сербского народов, а также не создаст угрозы для соседних стран", — полагает президент Сербии.



"В данных обстоятельствах нужно найти гибкое, креативное решение, которое не будет мешать нормальной жизни людей, не нарушит достоинство ни албанского, ни сербского народов, обеспечит возможность европейского пути и не создаст новые угрозы соседним странам", — подчеркнул сербский лидер. В заключение он выразил надежду, что Евросоюз (в том числе и Германия) будет оценивать Сербию по тем же критериям, что и других кандидатов на членство в организации.

С замечаниями сербского лидера трудно не согласиться. Только вот тон немецкого канцлера не оставляет сомнений в том, что по тем же критериям, что и других кандидатов на членство в ЕС, Сербию оценивать не будут. Собственно говоря, переговоры с лидерами косовских албанцев сербские власти ведут уже много лет, но результата нет. И чтобы получить его, с "инспекцией" в Белград прибыла фрау Меркель. Причем давит она только на одну сторону — сербскую. А результат может быть только один: признание Косово со стороны Белграда.

Здесь необходима еще одна оговорка: не просто признание Косово, а признание его в границах автономного края в составе Сербии и Югославии. Недавно во время визита в Приштину глава МИД Германии Гвидо Вестервелле дал понять, что вопрос о пересмотре границ края не может стоять на повестке дня. Следовательно, все еще живущие на севере Косово сербы, а также официальный Белград должны признать новые реалии. Потому что так Германия сказала.

Собственно говоря, в недавней истории с попыткой албанских властей Косово взять под контроль КПП на границе с Сербией Германия фактически заняла сторону косоваров. То, что их действия спровоцировали новую вспышку насилия, немцы проигнорировали. А вот то, что сербы по обе стороны искусственно созданной натовскими бомбардировками 1999 года границы не захотели быть окончательно отделены друг от друга, немцев возмутило. И они потребовали от Белграда "принять меры" к сербам.

Удивляться такой линии Германии не приходится. Она еще в XIX веке считала Балканы зоной своих стратегических интересов, а главным противником на пути их реализации — Сербию, за которой многим мерещилась тень России. В годы Второй мировой войны Гитлер пошел на максимальное раздробление Сербии, на передачу части ее территорий Венгрии и Болгарии, на фактическое отторжение Косово, на создание антисербского Независимого государства Хорватия (НГХ).

В начале 1990-х годов уже канцлер-объединитель Гельмут Коль сделал все для того, чтобы форсировать распад Югославии. Находившаяся до 1998 года у власти коалиция консервативного ХДС/ХСС и либеральных "свободных демократов" первой признала Словению, Хорватию и Боснию-Герцеговину, продавливала эти решения в ЕС и ООН, фактически подстрекала к войне. В 1995 году глава МИД ФРГ Клаус Кинкель приветствовал кровавую расправу властей Хорватии над Сербской Краиной. Самолеты бундесвера бомбили позиции боснийских сербов.

Курс на наказание Сербии Коль продолжил и в случае с Косово. Он призывал наказать Белград еще в 1998 году — за год до натовских бомбардировок. Сами бомбежки (вновь с участием бундесвера) произошли уже в тот момент, когда у власти в Берлине была коалиция социал-демократов и "зеленых", но процесс был запущен раньше. Считать немецких левых просербскими язык не повернется, но их антисербский настрой не столь радикален, как у правых. Сегодня у власти снова коалиция христианских и свободных демократов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Германия жестко разговаривает с Сербией, добиваясь своих целей. И противостоять ее давлению сербам будет ой как трудно. Полмиллиона сербов находится на заработках в ФРГ, и в случае чего их лишат источников дохода. Экономики в разрушенной бомбардировками Сербии почти нет, зависимость от Германии и без того огромна. Сербия сегодня практически стоит на коленях, а Германия стремится закрепить подобное положение вещей и доделить Сербию, чтобы стать главной и решающей силой на Балканах. Автор Вадим Трухачев