Москва призвала Тегеран к компромиссу

Перспективы российского плана выхода из "ядерного тупика" пока весьма туманны

Россия решила активизировать поиск путей урегулирования ситуации вокруг иранского "ядерного досье", представив свой план выхода из тупика. Российские предложения уже получили одобрение со стороны Ирана, однако участники "шестерки" международных переговорщиков пока медлят с оценками российского плана.

Суть этого плана, многие детали которого по-прежнему остаются неизвестны, сводится к тому, что Иран будет поэтапно раскрывать содержание своей ядерной программы. Так, раскрыв "шестерке" и МАГАТЭ информацию по тому или иному аспекту ядерного досье, который вызывает повышенную озабоченность международного сообщества, Тегеран получит в обмен ослабление режима санкций.

Российский план обсуждался на минувшей неделе в Москве министрами иностранных дел России и Ирана Сергеем Лавровым и Али Акбаром Салехи. По итогам встречи российских министр сообщил, что говорить о конкретных сроках возобновления переговоров сейчас преждевременно. "Не берусь называть какие-то даты – в ближней или в средней перспективе. Все будет зависеть от того, насколько участники переговоров смогут начать работать конкретно", – сказал Лавров. В частности, он рассказал, что в ходе состоявшихся переговоров Россия ознакомила иранских коллег с концепцией "взаимности и поэтапности".

По словам российского министра, инициатива "в целом воспринята другими участниками "шестерки". "Могу с удовлетворением сказать, что наши иранские коллеги проявили живой интерес к тому, чтобы в этом русле совместно поработать", – сказал глава российского внешнеполитического ведомства. "Рассчитываем, что те идеи, которые мы сегодня обсуждали и в отношении которых иранский министр выразил достаточно серьезную заинтересованность, помогут нам перейти к активной фазе дальнейшей работы, а по ее итогам – выйти на окончательное закрытие этого вопроса", – добавил Лавров.

"Россия будет делать все, чтобы этому способствовать. Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев уделяет этой проблеме личное внимание. Подтвердилось это в июне этого года, когда состоялась встреча президентов Ирана и России с участием президента Казахстана в Астане.

И, мне кажется, что те подвижки, которые мы сейчас начинаем ощущать, во многом обусловлены тем прямым контактом наших руководителей", – сказал он.

Иранский министр был весьма осторожен в оценке перспектив возобновления переговоров. "Я согласен с тем, чтобы эти переговоры были начаты, – сказал Салехи, – Мы исходим из того, что сотрудничество и переговорный процесс – это наиболее разумные подходы и методы. Инициатива России идет именно в этом ключе. Она обязывает все стороны. Мы изучим эту инициативу, в целом смотрим на нее положительно".

Российская инициатива является своевременной по нескольким причинам.Во-первых, необходимость возобновить переговоры по иранскому ядерному досье, которые были прерваны еще в 2010 году, назрела давно, однако никто конкретных шагов в этом направлении в последнее время не делал. Во-вторых, учитывая, что внутриполитическая обстановка в Иране сейчас достаточно шаткая из-за противоречий между президентом Махмудом Ахмадинежадом и аятоллой Али Хаменеи, нынешний момент может быть успешно использован для возобновления переговоров. Ахмадинежаду нужны политические дивиденды и просто необходимо напомнить о себе. Для этого как раз могут быть использованы переговоры с "шестеркой".

Мнения же стран "шестерки" по российской инициативе, скорее всего, разделятся. С одной стороны, все страны приветствуют саму попытку вернуть Иран за стол переговоров, но далеко не все участники "шестерки" сочтут эту меру достаточной.

В первую очередь, это касается Соединенных Штатов, которые всегда выступали за жесткий сценарий решения иранской ядерной проблемы, который сводится к тому, что Иран должен немедленно отказаться от своей ядерной программы и пустить в страну западных наблюдателей. США, скорее всего, назовут российский план слишком мягким и будут настаивать на более жестком подходе.

Тегеран, в свою очередь, может использовать российскую инициативу для дальнейшего затягивания переговорного процесса. У иранских властей это всегда хорошо получалось, и ожидать того, что сейчас что-то изменится, вряд ли стоит.