Сергей Оленев: несколько мыслей по поводу...

Постоянное обсуждение экономических проблем того или иного государства, так же как и обсуждение экономических стратегий, в целом волей-неволей заставляют ухо прислушиваться.

Иногда к этому занятию присоединяется и другое ухо. А порой, на третьего, подключается даже мозг. На «троих» бывает весело, правда, потом голова переполняется всевозможными вопросами. То есть пытаешься примерить то, что говорят всякие экономические вещатели, к привычной простой жизни, и - дуреешь.

Народ в отдельных своих членах проматывает чьи-то общественные состояния - его премируют, добавляют денег и переводят на другую работу. Кто-то чуть ли не божится в том, что некие активы прочны как сталь - не проходит пары-тройки месяцев, как эти активы исчезают как утренний туман. И что же товарищ? Так и продолжает вещать что-то про сталь, только уже по другому поводу с той же трибуны.

Постепенно понимаешь, что это у них так такая игра. Кто кого объегорит. Некоторые в этом смысле намекают. Мол, как фишка ляжет, так и поплывём дальше.

Общество разбилось на два лагеря. Финансистов разного колена и всех остальных, простите, лохов. Но сейчас не об этом.

Я бы хотел заострить внимание на некоторых моментах повседневной жизни.

Когда-то давным-давно никакой экономики не было. Была политэкономия. То есть представления о том, как рационально вести хозяйство. Были концепции, были светлые мысли и, самое главное, была попытка объяснить своё видение научно. То есть, вот свалилось на голову яблоко - какая-то сила к этому привела! А не так как сейчас: там чихнули, тут, простите, выпустили лишний газ, и мученые ужи нагадали новый кризис. Что? Как? Почему?

Казалось бы, высшее образование у всех, некоторые ещё и считать умеют кое-как, а несут такую бредятину, что знакомые церковники кажутся потом светочами науки. Понятно, почему люди начинают к ним тянуться - искать, так сказать, спасения на свою голову.

На мой взгляд, всё это является следствием принятого постулата о множестве истин в обществе. Церковь, кстати, такого не допускает, и понятно, почему. Наш тоталитаризм тоже не любил шарлатанов и прочих жуликов - у него с церковниками одни и те же принципы построения жизни. Но либералы - совсем другое дело! В скобках замечу, что меня всегда поражало то, что некоторые из них стоят в церкви по праздникам, и при этом с высокой трибуны поносят тоталитаризм. Как это можно совместить в одной голове - для меня загадка!

Так вот, о чём это я. Множество истин приводит, в том числе, к такому некрасивому слову, как толерантность. То есть, если вы на своей грядке каждый день даёте бой сорнякам, выкорчевывая их к такому-то часу, то с толерантностью это не пройдет. Как бы вы ни ругались про себя - это будет совсем другой подход к делу! И ведь до такого может дойти, что уже и знать не будете, что вам на этой грядке, собственно, надо. Зачем вы там копошитесь и на какой эффект рассчитываете. Ну, в общем, в точности как с этой самой экономикой.

Они говорят, что, мол, экономика почти не растёт, и делают грустное лицо! Меня всегда удивлял этот «бесконечный рост» в экономике. Понятно, что это для инвесторов. Ясно так же, что для извлечения прибыли - то, чем так характерна эта самая экономика. Но по сути своей ведь это же просто нелепо!

В природе нет ничего «бесконечно растущего», да и незачем это! Постоянное увеличение в объеме всегда чревато оглушительным взрывом с мелкими ошметками. И эспумезан не поможет! Кроме этого, любой глобальный проект, связанный так или иначе с потреблением, в какой-то момент начнёт сам себя пожирать - пищи для него уже не будет для поддержания собственного состояния!

И в этом смысле западный мир, поставивший на потребление, забился в тупик ровно так же, как в своё время СССР, поставивший на развитие личности. То есть та фаза развития человечества, которую связали с научно-техническим прогрессом, смогла-таки нащупать свои пределы. И казалось бы, обеспечь людям хвастливую жизнь и остановись, передохни... Но нет - нельзя! Как только заявишь об остановке развития - тут же сожрут с потрохами, используя чисто рыночные отношения. И приходится несчастным воротилам бизнеса всеми силами заговаривать проценты и доли процентов прибыли, заливая всю эту кашу гигантскими суммами средств. И когда говорят, что какая-то корпорация увеличила свою прибыль на столько-то процентов, всегда хочется узнать, сколько она должна по кредитам.

Сама по себе идея получения прибыли очень смахивает на мечту разбогатеть навсегда. То есть, не работать, гулять и веселиться, и чтобы на всё это безобразие были деньги. Сходные с ней мечты: чтобы колбаса из холодильника никогда не кончалась, чтобы мультики продолжались весь день, чтобы каждый день мороженое и лето круглый год и т.д. На мой взгляд, всё это оттуда - из детства. А как подрастёшь и встанешь за плиту или к раковине - жизнь сразу предстает в других красках. Только что-нибудь приготовишь - прибежит орава и через пяток минут одни грязные тарелки. Так вот, разбогатеть навсегда в современной трактовке - это возможность оттянуть своё взросление до самой могилы. А там уж - всё что угодно. В гробу можно и, ужас какой, состариться! И никто пальцем не покажет и камень не бросит в клумбочку с искусственными цветами...

Раньше-то, конечно, было по другому. В другое время человек, измученный работой в молодые годы, к старости мечтал пожить и сыто, и спокойно. Дом построил, дерево посадил, детей вырастил - почему бы не пожить теперь? Другое дело, когда жил от получки до зарплаты. Когда дети давно прокляли, а жены толком никогда и не было. Когда жизнь была кусками и всухомятку. Как у бегуна на длинную дистанцию, который может выиграть большой приз, а может просто пробежать в толпе. И как тут не вспомнить о ярко проявившейся тенденции в советском послеэсэссэрье: когда родители готовы были «ещё помучиться», но так, чтобы их дети потом жили легко и счастливо!

Этот фортель нашей истории мало изучен, однако, я полагаю, что именно он привел страну к повальному воровству и коррупции. То есть, в какой-то момент эти самые родители просто разуверились в том, что кусок для своего чада они смогут достать честным путем. А желание осталось. Это ведь у западной мелочности несчастные проценты прибыли. У нас же - кусок! И пусть европейско-американский люд твердит об эффективности, нам важнее просто сладкая жизнь. В этом смысле кусок не надо копить, оберегать от инфляции или куда-то вкладывать - он сам по себе выглядит самодостаточно, чем бы он ни был в конечном итоге