Надо не бороться с кризисом, а правильно его направить

На модерации Отложенный

Сегодня - последний день старого года. В этот день принято говорить о прогнозах и итогах, но тема эта по большому счету скучная, поскольку сказать что-то новое сложно, а при большом внимании к теме - и почти невозможная. Но об одном итоге года все-таки сказать хочется.

Итог этот - категорическое нежелание властей всех стран мира говорить о реальных причинах начавшегося кризиса. Мы здесь, на этой страничке, их хорошо понимаем, а потому такое поведение кажется странным. Ну что такого страшного - сказать о том, что политика, которая реализовывалась аж с 1981 года, а задумана так и еще раньше, пришла к своему окончанию? Фактически уже никто не виноват, нужно просто спокойно искать новые пути развития, а не нервничать и метаться из стороны в сторону. Но не все так просто...

Дело все в том, что, хотя виновные (в широком смысле этого слова) этой политики уже давно сошли с политической сцены, ее выгодоприобретатели (или, выражаясь модным нынче инородным словом «бенефициары») не просто существуют, но и, скажем прямо, процветают. Мы даже не будем говорить о «заговоре» или «захвате власти», хотя разные ассоциации возникают. Но подумайте сами: на протяжении более 25 лет (четверть века!) большая часть доходов государства, большая часть рабочих мест, большая часть инноваций создавалась за счет финансового сектора! Его доля в совокупных доходах корпораций выросла до более чем 50% в общем объеме доходов корпораций, а доля промышленности, игравшей ключевую (более 70% ВВП) роль в середине ХХ века, упала почти до 15% - где-то до уровня 1/6 ВВП. Ну а дальше, как гласит известная народная мудрость, «кто девушку кормит, тот ее и танцует».

Финансисты и «танцуют». Последние десятилетия экономическую власть в Белом доме (в Вашингтоне, разумеется) традиционно представляют представители финансовой элиты, причем в подавляющем количестве - из одного банка, «Голдман Сакс». Созданная в 80-е годы система организации управления экономики и финансами их вполне устраивает - так что огород городить-то? И сегодня они еще вполне сильны для того, чтобы в рамках международных обсуждений кризисных проблем, в которых участвуют США (а где они сегодня не участвуют?

Да и какой смысл обсуждать сценарии проблем доллара США без участия самих США?), ставить вопрос не так, чтобы обсуждались причины кризиса и выхода из него, а так, чтобы обсуждались вопросы возврата к прежним схемам. Разница вроде бы не очень большая, но принципиальная, поскольку в рамках второй формулировки, как понимает читатель настоящей колонки, выхода из кризиса найти нельзя.

Отметим, что сами финансисты получили власть из рук промышленников не просто так, а в результате жесточайшего кризиса начала 30-х годов прошлого века, который завершился так называемой Великой депрессией. Тогда, в 1929-32 годах, президентом США был инженер по первой профессии, Герберт Гувер. Сегодня президентами США становятся адвокаты и профессиональные политики (такие как нынешний глава этого государства Обама), которые, по самой своей сути, в экономике разбираться не могут. А значит неминуемо будут использовать советников, интересы которых прежде всего лежат в сфере реализации их корпоративных интересов.

Это значит, что мы все находимся в ловушке. Если пытаться помогать властям (читай: банкирам) избежать острого кризиса, то мы тем самым сохраняем старую финансово-экономическую модель, а значит остаемся в рамках кризиса, пусть и вялотекущего, но зато все более и более длительного. А если мы хотим перейти к реальному росту, то нам как раз необходим кризис, поскольку без него избавиться от засилья корпорации финансистов никак не получится.

Это главный вывод из прошлого года, поскольку еще не так давно сохранялись иллюзии, что общество в некоторых странах все-таки достаточно сильно, чтобы от этой чрезмерной «опеки» финансистов избавиться. Не получилось...

Фактически главный урок этого, уже уходящего, года состоит в том, что наша задача не в том, чтобы бороться с кризисом, а в том, чтобы его правильно направить, решив те проблемы, которые мешали развитию последние десятилетия. И я желаю всем, чтобы в новом году мы оказались на высоте этих задач! С Новым годом!