Новый кризис: беда идёт из Европы, тревожатся в Азии
По всему миру сейчас происходит крупнейшее с осени 2008-го года падение биржевых индексов и цен на основные сырьевые товары. За неделю рынки потеряли $2,5 триллиона долларов. Понятие «качественные и безопасные активы» претерпевает фундаментальные изменения.
Заявление министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга о том, что «ни у одной страны мира нет иммунитета от финансовых проблем» никем уже не оспаривается. Хоте еще лет десять назад такое услышать от чиновника столь высокого уровня было бы как минимум странно. Сочли бы сумасшедшим.
После того, как США удалось несколько отодвинуть свой дедлайн, пришёл черёд Европы. В прошлую пятницу доходность испанских и итальянских десятилетних долговых обязательств продолжила расти, в результате чего стоимость страхования итальянского госдолга от дефолта увеличилась до исторического максимума.
Стоимость обслуживания 10-летних итальянских гособлигаций выросла до 6,2% годовых. В ходе торгов показатель достигал даже отметки 6,23%. И это даже после того, как Сильвио Берлускони дважды в течение четверга -- сначала в парламенте, а потом перед представителями бизнеса и профсоюзов Италии -- заявил, что, по его мнению, «всё будет хорошо, и ситуация не ухудшится». Инвесторы – не избиратели, уходящему на пенсию политику не поверили. В пятницу свопы на дефолт по кредиту (CDS) в привязке к 5-летним итальянским госбондам выросли до рекордных 400 базисных пункта.
У сестры Италии по несчастью, Испании, долговые дела на том же плохом уровне. Доходность 10-летних испанских госбумаг выросла в пятницу до 6,35%. Для понимания глубины пропасти, которая разверзлась сегодня на долговом рынке ЕС, показателен уровень спрэда относительно доходности германских облигаций с аналогичным сроком обращения с испанскими -- 362,6 б.п. В первые 10 лет существования единой европейской валюты спрэд испанских и германских госбумаг составлял в среднем 15 б.п.
Наверное, от бессилия итальянские власти спровоцировали обыски и выемку документов в офисах международных рейтинговых агентств Moody's и Standard & Poor's. Причина -- подозрения в том, что агентства связаны с «аномальными» изменениями стоимости акций на итальянском фондовом рынке. Раньше некоторые политики Евросоюза и даже госпожа Лагард (председатель МВФ) заявляли о том, что действия рейтинговых агентств дестабилизируют ситуацию в регионе и подрывают восстановление экономики.
Инвесторы с акциями и другими так называемыми «инвестиционными инструментами» предпочитают уходить в кэш, ну и ещё в золото. На фоне падения (пока не обвала) на сырьевых рынках много не заработаешь, сохранить бы имеющееся.
К великому сожалению, «тихих бухт», где капитал может переждать бурю обесценивания, становится меньше. После массированных интервенций Центробанков Японии и Швейцарии и последующего падения курсов валют этих стран, из перечня «перспективных» на время выпали иена и франк. Но даже продав одномоментно 1 трлн иен ($12,5 млрд!), не удалось достичь требуемого результата. К обеду 5 августа иена уже успела отыграть половину своего падения. Кто теперь даст гарантии, что через некоторое время, когда та или иная «твёрдая» валюта «излишне укрепится», её снова не начнут «спасать» подобным образом? Учитывая все проблемы американского и европейского рынков, нет сомнения, что так оно и будет.
Европейский Центробанк посоветовал Италии и Испании предпринять ещё «более жёсткие меры экономии», прежде чем он «будет вмешиваться, чтобы покупать их облигации». Но даже это «вмешательство» предполагает все лишь «лимитированную помощь», поскольку «благодаря» Греции, Ирландии и Португалии европейский фонд помощи в $440 млрд. уже наполовину пуст.
Но, слава Богу, есть ещё те, у кого «холодная голова, но горячее сердце», -- Китай и Япония, которых не устраивает пустопорожний «обмен мнениями» по телефону лидеров Германии, Франции, Испании и иже с ними. Понимая, что европейская зараза может выйти из-под контроля и в два счёта перекинуться в Штаты, крупнейшие кредиторы мировой экономики, скорее всего, инициируют в ближайшее время саммиты G7 и G20 для спасения своих вложений. Япония и Китай инвестировали только в US Treasuries почти $2 трлн. Общий объём валютных резервов КНР превышает $3,2 трлн, где порядка 70% составляют долларовые активы.
Кто успеет вовремя подсуетиться – ещё и заработает.
Комментарии