Электрички в Австралии финансирует государство
Австралийские железные дороги отличаются длинными поездами и перегонами.
Десять лет назад, летом 2001 года, в Австралии произошло событие, потрясшее весь железнодорожный мир. Там успешно провели самый тяжеловесный в истории поезд. Он вёз более 89 тыс. тонн груза, состоял из 682 вагонов и имел длину 7353 м. Причём зарегистрированный рекорд – нетто, а не общая масса состава.
Ещё не так давно существовал миф о том, что австралийцы пренебрежительно относятся к своим железным дорогам. Действительно, если взглянуть на карту, то внешне магистрали страны выглядят более чем скромно. Общая протяжённость железнодорожной сети – всего лишь 39 тыс. км. Такая плотность линий – одна из самых низких в мире. Всего 3 тыс. км электрифицированы на постоянном токе 1,5 киловольт и переменном – 25 киловольт частотой 50 Гц, примерно поровну от общей длины электрификации. Первые электрифицированные линии на постоянном токе в Австралии появились в 1919 году. При этом постоянный ток используется сегодня исключительно в пригородных пассажирских перевозках.
История Австралийской железной дороги ведёт отсчёт с 1854 года прокладкой линии Мельбурн – Парраматта. В то время никто не думал о единой сети железных дорог на континенте. Каждая колония приняла свой стандарт колеи, и никто не обратил внимания на советы из Лондона о необходимости унификации путевой решётки. К 1921 году общий километраж достиг 41 тыс. км. Со временем он чуть сократился за счёт разборки убыточных участков, где развитие промышленности остановилось.
Сегодня в стране кенгуру осталось три стандарта колеи – ирландская (1600 мм), европейская (1435 мм) и капская (1067 мм). Помимо железобетонных и деревянных шпал на железных дорогах Австралии широко практикуются стальные. Порой разные колеи соседствуют друг с другом, но принадлежат разным компаниям-перевозчикам. Для нас такое многообразие наверняка было бы препятствием, но австралийцев оно вполне устраивает. Более того, они с трудом расстались с другими экзотическими видами колеи, когда в середине прошлого века задумались о тяжеловесном движении. Поезд менее 10 тыс. тонн тяжеловесом в Австралии не считается. Самые большие составы формируются в штате Квинсленд. Счетверённые электровозы переменного тока на распределённой тяге с управлением из головного локомотива тащат четырёхкилометровые составы с углем и сахаром. Сейчас железная дорога покрывает более 42% от общего числа грузоперевозок на континенте.
Пригородное движение государство считает приоритетным. Электрички в Австралии финансируют из казны через управления общественным транспортом во всех административных единицах страны. Такое отношение к пригородным перевозкам снимает проблему компенсации выпадающих доходов. Более того, в каждом регионе существуют единые проездные билеты на общественный транспорт, включающие право проезда в пригородных поездах и автобусах. Удобство для пассажира очевидно: в большинстве мест автобус и пригородный поезд дублируют друг друга, и пассажиру не надо подстраиваться под расписание того или иного вида транспорта.
Машинисты в Австралии – категория особая. Им дано право самостоятельно переводить стрелки из кабины локомотива в случае отказа приборов СЦБ или когда стрелка «слетит» с контроля дежурного по станции. Тогда локомотивной бригаде полагается запросить по радиосвязи маршрут у дежурного и самой же его проложить.
Австралийская железная дорога имеет собственные предприятия по выпуску и ремонту техники и запчастей. Особенность состоит в том, что производство и ремонт неразделимы и специализированных предприятий по ремонту подвижного состава там нет. Например, компания United Group Rail производит и ремонтирует дизель-поезда, электрички, вагоны для перевозки угля. А фирма Glyde Ingineering начинала с производства паровозов, а теперь специализируется на выпуске и ремонте тепловозов. Из иностранных производителей на рынке присутствует только австрийская фирма Plasser and Theuer с её путевыми машинами. Она разрабатывает технику для многих стран, в том числе и для России.
Причудливо в Австралии и понятие перегона. Нам кажутся большими 30-километровые расстояния между раздельными пунктами на Байкало-Амурской магистрали. А вот экспресс линии «Индиан Пасифик», выйдя из Перта, летит по прямой 487 км по Налларборской равнине. Гладкая, как зеркало, она не потребовала ни одного поворота железной дороги.
Сегодня длина железных дорог в Австралии продолжает расти. В 2004 году на Зелёном континенте была открыта Трансконтинентальная Австралазийская линия, соединившая юг с севером, Аделаиду с портом Дарвин. Она проходит по самым труднодоступным пустынным и болотистым местам. Пуск первого экспресса на Дарвин вызвал такой ажиотаж, что не хватило вагонов для всех желающих прокатиться. В итоге состав состоял из 43 вагонов общей длиной более 600 м. Путешествие с юга на север занимает три дня.
Комментарии