Карабахский конфликт: мнение израильского политолога

На модерации Отложенный

Интервью Disput.az c израильским политтехнологом, историком, руководителем PR-фирмы «DA» Давидом Эйдельманом
- Некоторое время назад Азербайджан ответил на новое предложение Дмитрия Медведева по карабахскому урегулированию. Армения до сих пор не дала ответа. Как, по-вашему, в итоге теперь поступит Армения? И стоит ли сейчас ждать прогресса?

За 17 лет переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России проблема так и не сдвинулась с места.Если верить словам бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна, сегодня азербайджано-армянская ситуация намного сложнее, чем в 1999 году, когда стороны были очень близки к решению конфликта. За прошедшие 12 лет Азербайджан усилился в экономической и военной сферах (только военный бюджет Азербайджана уже равен всему бюджету Армении), а Армения «окрепла» в своем упрямстве незыблемых позиций.

Журнал Forbes недавно опубликовал рейтинг 10 худших экономик мира. При его составлении учитывались показатели ВВП и инфляции, индекс ВВП на душу населения и баланс текущих операций. Согласно недавно опубликованному рейтингу, экономика Армении - худшая в мире после Мадагаскара. ВВП на душу населения в Армении составляет 3 тысячи долларов, что на треть меньше аналогичного показателя соседней Турции. Согласно прогнозам экспертов Forbes, в ближайшие годы в Армении не ожидается роста экономики.

Мир - это хорошо для экономики. Посему Армения заинтересована в результатах мирного процесса не менее Азербайджана. Но правительство этой страны знает, что радикально настроенные элементы в армянском обществе и диаспоре им скорее простят полный развал экономики и массовую миграцию из страны, чем территориальные компромиссы.

Армения пытается сохранить статус-кво неизменным, не готова на территориальные уступки в карабахском вопросе, просто потому, что пока можно не уступать - можно не уступать. А Минская группа не может принять решение за одну из сторон конфликта. Сблизить диаметрально противоположные позиции двух конфликтующих сторон, если речь идет о нынешнем контексте и существующих рамках, - представляется задачей практически невозможной.


- В случае, если сторонам вновь не удастся договориться, как дальше будут развиваться события? Возможно, пауза накануне президентских выборов в России, США и Франции, или посредники будут и дальше активно искать пути выхода из сложившейся ситуации?

- Для выявления возможных путей оживления переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту, прежде всего нужно подвести черту под предыдущими попытками. Черту - означающую тупиковую ситуацию. И четкое осознание тупика потребует поиска новых путей повышения эффективности переговорного процесса, реформирования института посредников (может быть замены сопредседателей Минской группы ОБСЕ на других посредников), реформирования формата самих переговоров.
Нежелание Армении вести переговоры в других рамках, кроме как в рамках Минской группы ОБСЕ, говорит о том, что Азербайджану стоит ускорить процесс, показав, что в существующих рамках урегулирование невозможно, следует изменить расклад, чтобы оживить переговорный процесс, сделать шаг от декларативных заявлений к активной и реалистичной дипломатии. Застой на переговорах - не выгоден Азербайджану и опасен для региона. Геополитическая ситуация в регионе такова, что Южный Кавказ сегодня похож на пороховую бочку, имеет важное значение для безопасности и стабильности во всем мире.

- Несколько дней назад армянской стороной по реке близ линии фронта была спущена игрушка, начиненная взрывчаткой. В результате, погибла 13-летняя азербайджанская девочка. Хотелось бы, чтобы вы прокомментировали этот инцидент.
Этот вопиющий случай нуждается в тщательном расследовании с привлечением зарубежных экспертов. Подобные преступления - не должны оставаться безнаказанными.

Меня откровенно возмутили слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова, что квалифицировать смерть азербайджанской девочки, как «убийство» или «террористический акт» преждевременно. Что же это, если не убийство?!

Необходимо внешнее расследование, которое может пролить свет на эту мрачную историю.