Как партнера Сохнута Фридмана "привязали" к Ахмадинежаду

На модерации Отложенный

На минувшей неделе высшая судебная инстанция Восточных Карибов признала правомочность претензий холдинга Altimo, управляющего телекоммуникационными активами российского консорциума "Альфа-групп", на 13,8% акций турецкого сотового оператора Turkcell. Так как Altimo уже владеет 13,2% акций этой компании, вскоре главный акционер "Альфа-групп" и партнер Сохнута (посредством фонда Genesis) Михаил Фридман станет одним из видных игроков на региональном рынке сотовой связи.

О начале экспансии "Альфа-групп" на Ближний Восток заговорили еще во второй половине прошлого десятилетия и связано это было не только с приобретением доли в Turkcell. Четыре года назад англоязычные СМИ распространили информацию о том, что этот консорциум предпринял попытку выйти и на иранский рынок сотовой связи, что позволило американцам объявить Михаила Фридмана, чуть ли ни пособником Махмуда Ахмадинежада.

Легенда об украинских самолетах

30 июня 2007 года на сайте телеканала FoxNews появилась разгромная статья, из которой следовало, будто "Альфа-Банк", ключевая структура консорциума, будто бы является одной из финансовых опор ядерной программы Ирана. Там же были приведены примеры "тайных" связей "Альфа-Групп" с Исламской республикой на фоне американских санкций против этой страны.

В частности утверждалось, что в 2006 году "Альфа-Банк" предоставил "на льготных условиях" крупную ссуду Харьковскому государственному авиационному промышленному предприятию (ХГАПП). Эта ссуда якобы была взята украинцами с целью завершить работы по сооружению самолетов, заказанных Ираном.

Эмблема Харьковского авиазавода

"Альфа-Банк" действительно предоставил кредит ХГАПП в размере $40 млн., но в 2005 году. Однако этот государственный завод должен был поставить самолеты Ан-140 Египту, Ливии и Судану, а не иранцам, которые имеют лицензию на производство таких машин.

Фридман "в разборках" аятолл

Второе "обвинение", выдвинутое FoxNews в адрес консорциума Фридмана, было серьезнее и базировалось на некой "инсайдерской информации" - документах "проекта 1979", включавших личную переписку российских и иранских бизнесменов.

По данным FoxNews, в мае 2007 года упоминавшийся холдинг Altimo (почти 90% акций принадлежат "Альфа-групп" и его президенту Петру Авену) приобрел у иранского бизнесмена Мохаммада Мохаммеди 49% акций компании сотовой связи Iraphone. Эта сделка якобы была заключена в условиях строжайшей секретности - посредством некоей дочерней компании киргизского сотового оператора Sky Line.

В статье FoxNews утверждалось, что Altimo приобрел киргизского оператора годом ранее именно с целью использовать его на иранском направлении. А сделка с Мохаммеди держалась в тайне не только из-за самого факта, что "Альфа-групп" решилась работать в Иране, но и потому, что кредит на нее был получен от местного Bank Saderat. США ввели санкции в отношении этого банка в сентябре 2006 года, считая, что через него переводятся средства ливанской террористической организации "Хизбалла". Из-за этого любая структура, имеющая связь с Bank Saderat, могла оказаться в американском "черном списке".

В доказательство заключения сделки отмечалось, что редакция FoxNews располагает копиями электронных писем, которыми обменялись глава Altimo Андрей Земнитский и создатель Iraphone Мохаммад Мохаммеди.

По данным американцев, та сделка имела и политическую подоплеку. Авторы статьи намекали, что миноритарным акционером Iraphone являлся оппонент Махмуда Ахмадинежада - экс-президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани, и холдинг Altimo якобы собирался "вытеснить" его из компании. FoxNews называло это шагом на пути к усилению "радикального президента Ахмадинежада, угрожавшего стереть Израиль с карты мира".

Персидские сказки

Как выяснил портал IzRus, ситуация с этой сделкой обстояла не столь однозначно, как могло показаться из статьи FoxNews. Во-первых, Iraphone на момент описываемых событий не являлась оператором мобильной связи, а лишь владела небольшой долей стационарной телекоммуникационной инфраструктуры в ряде провинций Ирана. Она только начинала предоставлять услуги по предоплате звонков с мобильных телефонов нескольких ведущих иранских компаний сотовой связи.

Не так все просто было и с "киргизским посредником" Sky Mobile (Sky Line - по версии FoxNews). Altimo является владельцем лишь 25% акций компании "Вымпелком", контролировавшей Sky Mobile посредством дочерней компании Menacrest Limited, которой принадлежали на тот момент 50,1% киргизского оператора. Таким образом, связь самой "Альфа-групп" (Altimo) с иранской Iraphone представляется куда более размытой, что может вызывать сомнения и в существовании переписки, на которую ссылалось FoxNews.

Сомнительным выглядит и утверждение о том, что руководство российского консорциума решило взять кредит в $11 млн. именно у связанного с "Хизбаллой" Bank Saderat.

Кстати, реагируя на статью FoxNews, пресс-служба "Альфа-групп" сообщила, что ни Михаил Фридман, ни его консорциум не имеют прямой связи с какими-либо иранскими госструктурами, в частности в атомной или авиастроительной отраслях.

Подобные связи поддерживают такие структуры, как российский госконцерн Атомстройэкспорт и украинская госкомпания ХГАПП, которые иногда вступают в деловые отношения с "Альфа-Банком". По поводу истории с приобретением 49% акций Iraphone в официальной реакции консорциума не было сказано ни слова.

"Вторая" иранская попытка

В мае 2008 года российская компания сотовой связи "Мегафон" открыла представительство в Тегеране. 25,1% акций этой компании принадлежат холдингу Altimo. Как заявил на церемонии открытия офиса в иранской столице гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенко, эта компания собиралась принять участие в конкурсе на право стать еще одним оператором GSM-связи в Исламской республике. Были даже планы вложить в этот проект около 3 млрд. евро, так как россияне считали иранский рынок сотовой связи одним из самых перспективных.

Сергей Солдатенко

В августе 2009 года иранские СМИ сообщили, что "Мегафон" выиграл конкурс. Но несколько ней спустя руководство компании объявило, что отказывается от лицензии, так как "не планирует входить на иранский рынок". В сообщении, распространенном главой пресс-службы "Мегафона" Петром Лидовым, отмечалось, что это решение принято после пересмотра условий тендера. "Мегафон" проверяет возможности расширения за пределами России, но Иран не является одним из предпочтительных направлений", - подчеркнул Лидов.

Годом позже, в декабре 2010-го, гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенко заявил в интервью газете "Ведомости", что иранская тема "не открыта и не закрыта, если появится какое-то "окно" - например, будут выдаваться новые лицензии, - мы будем рассматривать эти возможности".

Турецкая альтернатива?

Лидер турецкого рынка сотовой связи Turkcell, контрольным пакетом акций которого теперь завладел консорциум Фридмана, в прошлом пытался самостоятельно выйти на иранский рынок. В феврале 2004 года эта компания выиграла тендер на приобретение 51% акций оператора Irancell. Однако в апреле 2005-го иранские власти решили, что контрольный пакет Irancell должен остаться в руках местных бизнесменов, а в октябре того же года полностью отказали туркам (в итоге 49% акций этого оператора были проданы южноафриканской компании MTN).

В парламенте Ирана по этому поводу велись жаркие дебаты, и как было заявлено туркам, им не доверяют из-за тесных связей Turkcell с Израилем. В качестве примера местные СМИ упоминали визит гендиректора этой компании Рухи Догусоу в Израиль в июне 2004 года. Тогда он встречался с министром промышленности и торговли Эхудом Ольмертом, вскоре занявшим пост премьер-министра. Иранцы опасались, что, получив доступ к абонентам Irancell, турки смогут передавать "ценную информацию" израильским спецслужбам. Кстати, как раз в октябре 2005 года, когда официальный Тегеран известил турок об аннулировании результатов тендера Irancell, была завершена сделка по приобретению консорциумом Фридмана 13,2% акцией Turkcell.

А в январе 2008 года эта турецкая компания подала иск в арбитражный суд против властей Ирана, требуя вернуть ей право на покупку контрольного пакета Irancell (решение по этому иску еще не принято). Российские эксперты отмечали тогда, что оптимальным сценарием для Turkcell может стать попытка вновь войти на иранский рынок путем приобретения доли в одной из действующих там компаний сотовой связи. "Для Altimo логичнее было бы действовать именно через турецкого оператора. Но, видимо, у Altimo все-таки нет уверенности в том, что им удастся установить контроль над Turkcell", - заявила еще в июле 2007 года старший эксперт IKS-Consulting Маргарита Зобнина.

Однако теперь ситуация изменилась, и "Альфа-групп" в лице Altimo менее, чем через месяц станет обладателем контрольного пакета Turkcell. Возможно, руководство российского консорциума поступит именно так, как несколько лет назад рекомендовали эксперты. Но в этой связи возникает резонный вопрос: не помешает ли иранцам то обстоятельство, что Михаил Фридман спонсирует ряд образовательных проектов в Израиле, осуществляемых в том числе для военнослужащих ЦАХАЛа?