ВТО - инструмент реализации экономических интересов США

На днях в информационных лентах появились две любопытные новости. Они заслуживают внимания, потому что красноречивее любых слов характеризуют американскую внешнеэкономическую политику в отношении нашей страны.

В первой сообщается о письме, которое сенатор от Мичигана Дебби Стебенау написал торговому представителю США Рону Кирку. В нём он потребовал от американского торгпреда надавить на Москву с тем, чтобы она «сняла барьеры» и открыла свой рынок перед штатовскими автопроизводителями. Особо подчёркивается, что обеспечить режим наибольшего благоприятствования для экспорта американских авто Россия должна ещё перед тем, как вступит в ВТО. Более того, требование выдвигается как едва ли не основное условие для вступления нашей страны в эту международную организацию.

Во второй новости говорится о том, что комиссия США по международной торговле решила сохранить антидемпинговые ограничения на импорт азотных удобрений из России. Сообщается: все шесть членов вышеупомянутого ведомства единодушно пришли к мнению, что отмена действующих ограничений «причинит материальный ущерб американским производителям данной продукции». В связи с этим они высказались за то, чтобы «существующий (запретительный) порядок импорта нитрата аммония (аммиачной селитры) из России оставался в силе».

Особо обращает на себя внимание факт, что, по словам пресс-службы комиссии США по международной торговле, нынешнее решение было внесено в рамках пятилетнего обзорного процесса, проводить который требуют правила Всемирной торговой организации.

В обоих случаях решения принимаются со ссылкой на требования ВТО. Однако в первом случае эта международная организация используется для того, чтобы продавить экспорт американских автомобилей в Россию. А во втором – чтобы применить жесточайшие, по сути, запретительные меры, направленные на защиту американского рынка и американских производителей от поставок удобрений, произведённых в России. Подано всё под соусом борьбы с демпингом.

Американцы давно используют ВТО в своих целях, исходя из собственных представлений о том, что для них является выгодным, при этом совершенно не заботясь о принципах свободы торговли, для продвижения которых эта организация вроде бы номинально была создана.

Обвинения России в том, что она занимается демпингом, продавая свои удобрения, иначе как полнейшим абсурдом не назовёшь. Демпингом вообще-то называется реализация товара ниже его себестоимости.

Обычно это происходит тогда, когда производители получают значительные субсидии от государства.

Однако все мощности по производству удобрений в России уже давно приватизированы. Никаких государственных бесплатных финансовых субсидий они не получают. И, соответственно, торговать удобрениями по ценам ниже себестоимости отечественные производители не могут. Иначе они элементарно разорятся. Высокая конкурентоспособность на международном рынке отечественных удобрений объясняется естественными преимуществами, которые имеет наша страна. В частности, благодаря низким ценам на энергию, которые ещё сохраняются в России, по сравнению с остальным миром. В энергоёмком производстве удобрений этот фактор остаётся ключевым.

А если кто и подпадает под определение демпинга, то это прежде всего американские автопроизводители. В течение последнего кризиса американское государство выделило сотни миллиардов долларов на поддержку автомобильных концернов, выпускающих неконкурентоспособную продукцию.

Однако, судя по всему, гигантские финансовые вливания не дали того эффекта, который от них ожидали. Автомобильная промышленность пока не может оправиться и наладить выпуск пользующихся спросом на рынке автомобилей.

Отсюда, видимо, и нервические действия сенатора от Мичигана Дебби Стебенау. Если не получается реанимировать автопром экономическими методами, в ход пускаются политические.

Интерес сенатора к российскому рынку тоже легко объясним. В последние годы он демонстрирует впечатляющие темпы роста. Только в первом полугодии продажи автомобилей выросли в стране на 56 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вот сенатор и пытается обеспечить присутствие на нём американских производителей.

Однако рост продаж в России обеспечивается в основном за счёт автомобилей, которые производятся и собираются внутри страны. Наши власти проводят политику, направленную не на то, чтобы наращивать импорт зарубежных авто, а на то, чтобы создавать условия, делающие выгодным размещение производства в России. Факты показывают, что выбранный курс правительства на привлечение мировых автомобильных брендов оказывается успешным.

Судя по всему, власти от намеченного курса в ближайшее время отказываться не собираются. Даже ради вступления в ВТО. А следовательно, все усилия сенатора бесполезны. В лучшем случае они помогут ему заработать дополнительные голоса избирателей на будущих выборах, и не больше.