В обществе святых и героев
Существует два глобальных вопроса, над которыми приходится задумываться каждому человеку. В чём заключается смысл жизни и куда девать накопившуюся за день мелочь? Я глубоко убежден, что обе проблемы имеют решение и находятся в сфере компетенции государства.
Итак, вначале о смысле жизни. Что бы там не говорили, однако в обществе потребления он есть, а если потреблять с культурой и чувством меры, то жизнь пройдёт приятно и содержательно. В материальном благополучии есть и духовный аспект. Очевидно, что сытому, удовлетворенному индивиду мир кажется лучше, добрее и светлее, чем несчастному, как Иов, мученику. Многим, наверное, известно чувство столичного гостя в провинции или туриста в бедной стране. Всё дёшево, всё доступно, а то, что для аборигенов жизнь здесь является натуральным адом, так при деньгах это не особенно и заметно. Как кажется, неплохое местечко.
Почему же все аборигены / провинциалы / жители бывшего СССР не могут жить так же хорошо? На то есть много искусственно созданных причин, но также и одна естественная. Высокое благосостояние для всех невозможно обеспечить в принципе. Даже с современными технологиями, даже при справедливом распределении ресурсов. В Советском Союзе, как ни крути, тоже многие люди жили бедно, причём не только после войны и в эпоху сталинских пятилеток, но и в относительно благополучные времена брежневского застоя.
И это только первая ловушка либеральной экономики. Для того, чтобы появилось много барахла и уважались права человека, недостаточно поверить в демократию. Нужно контролировать международную торговлю, завозить гастарбайтеров, осуществлять валютное управление в периферийных государствах и много чего другого, чем сегодня озабочены правительства стран «золотого миллиарда». Собственно, еще Платон заметил, что без рабов идеальное государство вряд ли будет таким уж идеальным.
Развиваясь (если здесь уместно слово «развитие») в этом направлении мы обречены на то, что огромная часть наших сограждан будет иметь потребности, но не иметь возможностей.
Нельзя сказать, что такое общество совсем нежизнеспособно. Живём же. И будем жить дальше, если не случится финансовый катаклизм глобального масштаба. Трудно подсчитать, в каких цифрах ВВП на душу населения выражается нижний предел, за которым государство перестанет существовать, однако по субъективным впечатлениям от 90-х годов, мы прошли где-то совсем рядом с порогом прочности. Сейчас уже забылось, но тогдашний криминал отличался от нынешнего не только количественно, но и качественно. Сколько случаев было, что бандиты, окруженные милицией, в плен не сдавались. Или фарт, а нет, так лучше уж смерть. И кто после этого скажет, что деньги - это всего лишь деньги, а не смысл жизни. Тем более что за деньги можно купить практически всё. Не только лично себе, но и в масштабах государства. Эффективная медицина, качественное образование, современная армия из профессиональных наёмников - всё это решается при должном уровне финансирования. Либеральная модель не сможет нам обеспечить воспроизводства лишь двух качеств. Героизма и святости. Т.е., тех вещей, в которых отсутствует даже отдаленный экономический мотив.
В этом отношении мы не совсем безнадёжны. В современной истории нет ничего ни святого, ни героического, однако с каким воодушевлением мы проецируем эти образы на более отдаленное прошлое. Мы хотим жить в обществе, в котором есть святые и герои. Посмотрите на наших Великих в истории. Кроме святых и героев там есть ещё гении, но нет ни одного успешного предпринимателя.
Всё это ясно, скажете Вы, но куда же всё-таки девать накопившуюся за день мелочь?
Комментарии