Бои в Лиепае накануне войны: рассказ ветерана

22 июня 2011 года, в 70-ую годовщину начала Великой отечественной войны, на сайте NEWSru.co.il было опубликовано интервью с ветераном войны Носоном Яковлевичем Хайном, проживающим в Тель-Авиве. В беседе с журналистом наш собеседник рассказал, что начал воевать еще 18 июня 1941 года, будучи курсантом Рижского пехотного училища, сражаясь против немецких диверсантов в Лиепае (Либаве).

Рассказ ветерана о боевых действиях накануне объявления войны можно было бы рассматривать как новую, неизвестную ранее страницу в истории ВОВ. Однако в открытых источниках нет никаких документальных подтверждений этому рассказу. Военные историки отнеслись с недоверием к воспоминаниям ветерана.

Корреспондент NEWSru.co.il через несколько недель после первой беседы еще раз встретился с Носоном Хайном, чтобы передать ему копии наградных документов, опубликованных на сайте podvignaroda.mil.ru, и еще раз поговорить о событиях, происходивших в Лиепае за несколько дней до объявления войны.

Носону Яковлевичу скоро исполнится 90 лет, но он помнит до мелочей все, что происходило с ним 70 лет назад.


Вы говорили, что накануне войны было чувство тревоги. Откуда оно появилось?

Из сообщений, из бесед командиров. Обстановка в июне стала очень тревожной, пахло, как говорится, грозой. Но курсантов никто в это не посвящал. Нас передислоцировали в летний лагерь, он был расположен километрах в 20 от Риги - палатки, полевая кухня... Туда вывели все училище, которое на тот момент состояло только из первого курса - человек 150.

И вдруг мы получили приказ: срочно получить боевое оружие и патроны. Это было еще до 20 числа, наверное, 15-16-го. Мы этому удивились. В лагере мы отрабатывали стрельбу. Так что стрелять мы умели, но оружие было старое. Подготовка была начальная - стрельба и азы тактики. Тут нам и сообщили, что под Лиепаей выброшен немецкий десант.

Их высадили еще до войны, а коллаборационисты-латыши, которые были настроены на фашистский лад, поддерживали этих людей и прятали их. И они обстреливали стратегически важные точки в городе - электростанции, казармы. В Лиепае поднялась смута.

Наше училище бросили туда, чтобы подавить этих диверсантов. Это было числа 20-21. В Лиепае мы провоевали 4-5 дней, там встретили и объявление о начале войны. В городе мы пробыли, пока не поступил приказ Сталина о том, чтобы отправить курсантов учиться. Когда мы прибыли в Ригу, в Задвинье уже шли бои.

Вас не удивило, что вас отправляют воевать, а официально войны еще нет?

Мы знали из бесед с нашими офицерами-нелатышами, что немцы готовят войну против Советского Союза, что они заинтересованы накануне войны нарушить общий порядок.

Наши боялись, что, действуя при поддержке местных жителей, они смогут очень повредить нашим войскам.

И мы боролись с немцами не в одиночку, на других участках были другие подразделения, я не помню их номеров. Проблема была в том, что мы не знали, где эти парашютисты - ночные бои, понимаете? Мы города не знали, а помогавшие им местные жители - знали. Так что еще до войны мы понимали, что фактически, уже находимся в состоянии войны с Германией.

Как вам это объяснили? Ведь было сообщение ТАСС, были приказы не поддаваться на провокации.

Хотя официально войны еще не было, и все говорили, что громить врага мы будем на его территории, среди офицеров шел открытый разговор, что немцы готовят нападение на СССР, что верить им нельзя. Нам объясняли, что нужно быть ко всему готовым. Я очень хорошо помню это тревожное состояние.

Я не думаю, что это был выброшенный в последнюю минуту десант. Все было организовано заранее. Гитлер-то знал, что будет нападение на Советский Союз, знал, что в Латвии очень много приверженцев его режима. Поэтому его переодетые агенты с оружием готовились к официальному приказу о начале войны. Так что офицеры наши говорили правильно, что нужно быть готовыми. Так нам и пришлось начать воевать еще до объявления войны.

Как происходило первое столкновение с немцами?

Мы понесли потери - ведь немцы были хорошо подготовлены и вооружены, знали нашу дислокацию. Бои не были организованными - то тут, то там гремели выстрелы. Бросимся - а уже никого нет. Мы-то были рядовыми курсантами, а они воевали как диверсанты - навязали бой и исчезли. Только в нашем взводе было четверо раненых и один убитый... Но мы знали, что это временное явление, что скоро придет помощь.

Лиепая была передовой базой Балтфлота. Вам известно о других частях, которые там воевали?

Там были военные моряки - мы видели их форму. Но мы с ними не общались - связь поддерживали наши командиры.

Сколько, по вашей оценке, там было немцев?

Более 150 человек. Стрельба начиналась сразу в разных частях города, и было ясно, что это не одиночки и не маленькие группки... Но речь идет и о немцах, и об их сообщниках.

Бои шли только на окраинах?

Нет, бои шли и у портовых причалов, и в центре.

Почему не удалось подавить эти группы еще до начала войны, учитывая их потенциальную опасность?