Почему в России так много катастроф?

На модерации Отложенный

10 июля Россия вздрогнула от очередного удара. Затонувший дизель-электроход «Булгария» унес жизни нескольких десятков человек, в числе которых были дети. Из более чем двухсот пассажиров удалось спасти только 79. 12 июля, в день национального траура, Россия почтила память погибших, но разговоры вокруг этой трагедии еще долго не утихнут. Писатель и политик Эдуард Лимонов довольно резко высказался в адрес правительства.

«С организацией жизни в стране власть тандема [...] не справилась и не справится, – пишет Лимонов. – Началось с трагедии «Курска», чтобы через десятилетие круг замкнулся трагедией теплохода «Булгария».

А что об этом думают наши респонденты? Почему катастрофы в России уже целое десятилетие случаются с пугающей периодичностью?

Андрей АЛЕЕВ, тренер регбийного клуба «Заря»:

– На самом деле, все очень просто. На мой неискушенный взгляд, люди, которые так или иначе имеют к этим катастрофам отношение, в основном, заняты лишь одним — они собирают «золотые яйца» из-под серой курочки, но почему-то забывают, что эту зверюгу нужно кормить, чтобы она не сдохла от голода. Как следствие, мы получаем все эти трагедии. А поскольку наши чиновники зачастую продажные и бессовестные, то никакие проверки и запреты не дают результатов. Рука руку моет! А рассчитываться приходится жизнями людей. Теперь вот и до детей дошло, а это уже очень страшно. Только что делать? И как с этим бороться? Ну не указами же в самом-то деле! Они еще ни разу не помогли. Потеряна наша могучая и державная совесть в масштабах страны. Потому трагедии «Булгарией» не закончатся.

Евгений ТРАВНИКОВ, водитель:

– Теплоход уже давно списали, а его все равно использовали, вдобавок перегруз на судне был. Что говорить, у них даже рация не работала! В качестве наиболее вероятной причины крушения теплохода «Булгария» в Татарстане рассматривается версия нарушения правил эксплуатации судна. Владельцы судна просто хотели нажиться на людях. Детей жалко. Как можно предотвратить другие катастрофы в нашей стране? Всего-навсего лишать лицензий и заводить уголовные дела. Такие бездарные и халатные люди не должны заниматься перевозками людей.

Александра ПРЯТКИНА, журналист, бард:

– Сложно сказать. Возможно, все дело в том, что в свое время мы утратили немало талантливых инженеров, конструкторов – все 90-е они просидели без работы, да и потом с трудом нашли себя – причем не все. Инженерная мысль утрачена – значит, не строится ничего нового, я имею в виду качественно нового. Это техническая сторона вопроса. Есть еще и кадровая – но у этой проблемы корни те же: не умеем мы, видимо, бороться за классных специалистов, а, может, у этих самых специалистов просто исчезла мотивация к работе. Отсюда и вопиющая некомпетентность во многих вопросах. Я не хочу сказать, что все так отвратительно у нас в стране с изобретательством и конструированием, но падение престижа инженерных профессий, невозможность работать, имевшая место в те же 90-е, еще долго будет аукаться.

Фарит ЗАГИДУЛИН, актер:

– Очень просто – равнодушие, безалаберность, авось и еще куда-то пропала любовь к ближнему.

Неудержимое желание денег и побольше – это самое большое зло, которым болеют многие, и о человечности мы вспоминаем, лишь когда происходят самые ужасные вещи, да и то на уровне новостей. Час мы сострадаем, потом опять то же самое, и так до бесконечности... Деньги воспитывают людей – а это бумага и души там нет! Кто виноват в этих трагедиях? Нет виноватых. Россия — богатейшая страна, а богатство, прежде всего, – это люди, а не ресурсы, как считают многие. Поэтому виноваты все. Кстати, людей в России осталось очень мало, а денег много и, как всегда, не у нас.

Константин, 35 лет, инженер:

– Посмотрите,что творится в магазинах. Производители всяких товаров – не важно каких — ради своей выгоды травят людей, и это касается не только пищи. Правительство делает вид, что борется с этим. А на самом деле ему плевать, кто ты и как тебя зовут. Наверху говорят: «Повысим рождаемость!» Мы что бараны, чтоб повышать наше поголовье? Так для чего все это? Для того, чтобы налогов было больше и денег больше в карманах тех же трутней-депутатов. Вот поэтому и происходят у нас катастрофы. Кстати, природные катаклизмы уносят меньше жизней, чем «деятельность « человека . Враг человека – он сам, и это не я сказал.

Александр, 29 лет, предприниматель:

– Возможно, потому, что существует много бюрократических препонов. Простой техосмотр на старой машине еще недавно проще было пройти за взятку, чем сделать все, что хочет гаишник. Поэтому водитель был больше мотивирован дать на лапу, чем вылизать машину. То есть мог не ремонтировать ее вообще. Возможно, то же было и с «Булгарией». Увидев список претензий к ее состоянию, владельцы решили, что проще дать взятку, чем ремонтировать. Недавно читал, как грузинский бизнесмен привез в Москву прибор на калибровку. Оказалось, его нужно декларировать и для этого нужно вернуться в Грузию, задекларировать там, потом приехать в Россию, заплатить пошлину и снова задекларировать. И – гвоздь программы! – прибор проблематично будет вывезти из России! Он предпочел взятку. То есть проблема во взятках, а взятки дают там, где трудно сделать все по закону, где созданы бюрократические препоны, созданы специально, для взяток.

Станислав, 25 лет, врач:

– Смотря о чем речь. Если о техногенных катастрофах, то они связаны с устареванием транспортных и производственных мощностей, в основном оставшихся еще с советских времен, коррупцией и т.д. Если природные катастрофы, то их не больше, чем обычно, хотя вот площади пожаров больше из-за того, что правительство разогнало лесничих и леснадзор.

Евгений, 26 лет, музыкант:

– Потому что средства, выделяемые на ремонт оборудования, уходят в карман верхних чинов. Так было уже с Саяно-Шушенской ГЭС. А теперь — с «Булагрией». По фактуре, например, материал идет хороший за 5 миллионов, а по факту покупается дешевый материал низкого качества где-то за 2,5 миллиона. Вот эти деньги, судя по всему, чиновники и тратят на джипы, на строительство особняков.