Ливия: прелести конструктивной неопределенности

Итак, Национальное собрание во вторник, 12 июля, разрешило французскому правительству продолжать войну. Голосовали почти единогласно. Народных избранников можно понять: выбор у них невелик. Только военное давление может устранить полковника Каддафи, если переговоры Триполи с оппозицией завершатся неудачно.

Как сообщала Le Mond, Елисейский дворец мечтал победить к 14 июля. Николя Саркози планировал проход по Площади Согласия отряда бенгазийского Совета с трехцветными флагами... Но – увы. Не будет счастья в срок. Ибо, как и в большинстве войн, пошло не так, как планировалось.

Есть смысл вспомнить, что Франция, вместе с Великобританией, приняла решение атаковать Ливию только по одной причине: защитить гражданское население Ливии. Больше никаких причин не было! В середине марта, когда войска полковника Муаммара Каддафи кроваво подавляли "арабскую весну", когда его полчища шли на беззащитный Бенгази, а "лидер" угрожал "раздавить всех", Франция обязана была стать первым защитником! Но она действовала не самовольно, нет! Её поддержала Лига Арабских государств, Париж и Лондон получили от Совета Безопасности ООН разрешение – 1973 – на применение силы для защита населения от ужасных сил страшного Каддафи. Весь мир тогда приветствовал эту инициативу!

И вдруг – неприятный сюрприз: считалось, что режим Триполи рухнет за пару недель. А он сопротивляется. Да, он все еще сопротивляется. И вот, спустя месяцы, операция НАТО приняла другой оборот. Это уже не защита мирных жителей Бенгази или Misrata, это уже, – будем откровенны, – попытка добиться смены режима в Триполи. Это цель, которую признали американских неоконсерваторы!

Да, мы сделали все, что могли, мы добились успеха: гражданские лица, в частности, в Misrata, не разорваны в клочья минами и ракетами. Но факт есть факт: мы вышли за рамки, которые установила ООН. Приехали!

Теперь, признаем честно, осталось только одно оружие: дипломатия конструктивной неопределенности. Сегодня Париж наращивает усилия, чтобы добиться переговоров не об отъезде Каддафи из Ливии, но хотя бы о его уходе с поста. Это будет с его стороны порядочно. Безусловно, такая "конструктивная неопределенность" займет немало времени, возможно, даже придется признать, что целью Елисейского дворца является уже не только защита гражданских лиц, но и коррекция режима. И почему-то вся тяжесть этого процесса, все хлопоты по обустройству Ливии "после Каддафи" опять должны лежать на Франции, – притом, что это, второе действие, явно будет не проще первого.