Простых решений у милиции быть не может

Одна из жизненных проблем, волнующих москвичей, это уличная и так называемая бытовая преступность. Борьбу с этими негативными явлениями призвана вести служба охраны общественного порядка, которую возглавляет заместитель начальника ГУВД г. Москвы генерал-майор милиции Вячеслав Алексеевич Козлов. Он любезно согласился ответить на вопросы для читателей «СК» сотруднику нашей газеты Валерию Ильичеву.

Козлов Вячеслав Алексеевич родился в Тульской области в 1952 году. После демобилизации из армии в 1972 году поступил на службу в милицию и последовательно прошел путь от рядового милиционера до заместителя начальника ГУВД г. Москвы. В 1984 году закончил Академию МВД СССР. Неоднократно выезжал по служебным заданиям в Северо-Кавказский регион. Награжден девятью правительственными наградами и наградным оружием.

«СК»: Особый статус Москвы, как столицы, требует повышенного внимания к обеспечению общественного порядка. Каково состояние борьбы с уличной преступностью на сегодняшний день?

Ответ: В последние годы отмечается улучшение в Москве общественного порядка. За 11 месяцев 2009 года органам милиции удалось сократить уличную преступность по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,1%. Активность участия в раскрытии преступлений милиции общественной безопасности возросла на 3,7%. Эта цифра мало что говорит на первый взгляд. Но если ее расшифровать, то станет ясно, что патрульно-постовые наряды участвовали в задержании преступников, совершивших более 30000 преступлений, в том числе представляющих повышенную опасность.

«СК»: Каковы, на ваш взгляд, причины столь заметного улучшения деятельности службы охраны общественного порядка?

Ответ: Мы провели ряд организационных мероприятий, направленных на повышение уровня управления патрульно-постовыми нарядами. Прежде всего укрупнили полки милиции и подчинили их непосредственно окружным управлениям отделов внутренних дел. Это было сделано за счет численности взводов низовых отделов. Так мы решили важнейшую задачу: обеспечили оперативность и централизованное управление маневрирования нарядами, несущими службу. Представьте ситуацию, когда, например, при массовой драке футбольных болельщиков требуется направить значительные дополнительные силы.

А это реально лишь на уровне вышестоящего звена - окружного управления органа внутренних дел, имеющего в распоряжении оперативный полк. Практика показывает, что при осложнении оперативной обстановки руководители окружных управлений способны в считанные минуты направить для оказания помощи более ста сотрудников. А вот руководители низового звена - отделов внутренних дел, когда основные силы патрулей были в их распоряжении, крайне неохотно «делились» своими силами для охраны общественного порядка на чужой территории. Кроме того, нам были известны примеры использования патрульно-постовых нарядов не по прямому назначению: скажем, для конвоирования задержанных или для замещения хозяйственных должностей.

«СК»: Противники проводимого вами укрупнения полков и подчинения их окружным управлениям выдвигают аргумент: руководители низовых отделов, непосредственно обслуживающих территорию, лучше знают оперативную обстановку и потому способны более эффективно управлять патрульно-постовыми нарядами.

Ответ: Они лукавят. В их непосредственном подчинении осталась часть патрульно-постовых нарядов. Для прикрытия наиболее уязвимых для преступности мест вполне достаточно. Кроме того, мы приняли меры по совершенствованию организации несения патрульно-постовой службы по единой дислокации. Максимальный учет сил вневедомственной охраны и дорожно-постовой службы, несущих службу на конкретной территории, позволяет успешно маневрировать и выполнять задачи охраны общественного порядка. Ведь все патрульные экипажи находятся в оперативном управлении дежурных частей отделов внутренних дел. Ну а в случае резкого осложнения обстановки, как я уже говорил, низовые подразделения могут рассчитывать на помощь дополнительных нарядов из резерва окружного управления.

«СК»: Нам часто пишут, что на улицах мало пеших постов. При совершении правонарушений потерпевшему гражданину трудно их найти и обратиться за помощью.

Ответ: О нехватке пеших постов у населения ошибочное мнение. В настоящее время в Москве ежедневно несут постовую службу более 400 человек, а это примерно треть от численности сотрудников патрульных машин. Превратное представление о малочисленности пеших постов создается из-за того, что они присутствуют, как правило, там, где крупные потоки пассажиров или иные места скопления людей. Конечно, в многолюдье они мало заметны. К тому же преступления обычно совершают вдали от несущих службу милиционеров. Пешие посты, конечно, имеют свои преимущества. Но высокая маневренность и быстрота реагирования на сигналы о происшествиях именно автопатрульных милицейских нарядов дают наибольший эффект, и потому их использованию будет и дальше уделено основное внимание.

«СК»: Хотелось бы подробнее узнать о роли патрульно-постовой службы в раскрытии преступлений по «горячим следам».

Ответ: Наша главная задача - быстрое реагирование на сигналы о происшествиях. Иногда граждане непосредственно обращаются к патрульным или постовым за помощью, но чаще экипаж прибывает на место преступления по команде из дежурной части. Милицейский автопатруль должен быть на месте происшествия в течение 3 - 5 минут после сообщения. Милиционерам необходимо быстро уточнить обстоятельства и характер совершенного правонарушения, найти свидетелей и охранять следы, оставленные преступником. Для раскрытия преступления крайне важно провести первоначальные поисковые действия по установлению виновных лиц. Поэтому мы направляем на место происшествия два экипажа. Один организует охрану места происшествия до приезда следственно-оперативной группы, в то же время экипаж другой патрульной машины проводит поиск преступников на путях возможного отхода с места происшествия и в вероятных местах укрытия. Результативны задержания виновных лиц при автопатрулировании с участием потерпевших, способных опознать обидчиков.

Ежедневно наши сводки содержат факты успешного задержания преступников патрулями и постовыми по «горячим следам». Возьмите любую сводку по городу за истекшие сутки. Вот два характерных примера.

В районе Коптево Северного округа злоумышленники отняли у двух молодых людей мобильные телефоны общей стоимостью 18000 рублей. В течение получаса преступники были задержаны по приметам патрульным нарядом. Похищенные телефоны у них изъяты. Или в районе Соколиной Горы в Восточном округе столицы у женщины под угрозой пистолета отобрали две сумки с норковыми шубами.

Сигнал о преступлении поступил в 15.03, а в 15.50 лица, совершившие разбой, были задержаны автопатрулем, к которому за помощью обратилась потерпевшая. Похищенное возвращено. И подобных примеров десятки.

Особый вопрос - реагирование на сигналы о так называемых бытовых преступлениях. Чаще всего это семейные скандалы, выяснение отношений между соседями, пьяные дебоши в подъездах и квартирах. На такие происшествия мы стараемся выезжать вместе с участковыми уполномоченными, хорошо знающими людей, проживающих у них на территории. Это позволяет квалифицированно разбираться в конфликтных ситуациях на месте, без доставления виновных лиц в отдел внутренних дел.

«СК»: Для достижения более высоких результатов действий патрульно-постовых нарядов необходим также постоянный контроль. Расскажите, что делается в этом отношении.

Ответ: Вы правы. Нельзя службу патрульно-постовых нарядов пускать на самотек. Возникает много соблазнов тратить служебное время на дела, не имеющие отношения к охране общественного порядка. Конечно, руководители отделов внутренних дел выезжают на территорию с целью проверки несения службы нарядами. Как правило, это проводится выборочно и не всегда позволяет организовать действенный контроль.

Выход мы нашли в применении технической системы «Глонасс», позволяющей дежурному по отделу в режиме реального времени отслеживать местонахождение автопатрулей. При этом фиксируется любое отклонение от маршрута патрулирования. И тут же следует команда вернуться на закрепленную для патрулирования территорию. Это дисциплинирует экипажи, вырабатывает у их членов чувство добросовестности.

Кроме того, с помощью системы «Глонасс» мы обеспечиваем оперативное управление нарядами. Дежурный теперь может своевременно направить на место происшествия патрульную машину, расположенную ближе всего к месту происшествия. К сожалению, из-за недостаточного финансирования пока система слежения «Глонасс» введена лишь в трех округах: Северном, Северо-Восточном и Юго-Восточном. Но эффект этого технического нововведения требует внедрения системы «Глонасс» во всех московских подразделениях.

«СК»: Помимо патрульно-постовых служб, в вашем подчинении служба участковых уполномоченных. Что делается для улучшения их работы?

Ответ: Проблем в организации деятельности этой важной категории сотрудников много. На них возложено множество задач. Огромная загруженность мешает уделять достаточное внимание работе с населением. По существующим нормам определение численности участковых уполномоченных проводится по количеству проживающего на их территории населения: от 3,5 до 3,9 тысячи населения. Отсюда существенная разница в численности участковых уполномоченных в разных московских подразделениях, которая колеблется от 17 до 40. При этом не всегда учитываются особенности оперативной обстановки.

Главный недостаток - отсутствие четких критериев оценки работы участковых уполномоченных. Погоня за «палочками» - показателями привлечения граждан к административной ответственности вызывает жалобы со стороны населения. В настоящее время Министерством внутренних дел принято принципиальное решение об изменении критериев оценки участковых уполномоченных, в основу которой будет положена профилактика правонарушений на обслуживаемой территории с целью снизить их количество и обеспечить покой для граждан. Кроме того, мы усилим контроль за качеством работы участковых уполномоченных в деле привлечения граждан к административной ответственности. И если из судов возвратят большое количество административных протоколов, составленных конкретным сотрудником, к нему будут применены соответствующие меры. Думаю, тогда количество жалоб в адрес этой службы значительно сократится.

«СК»: Хотелось бы узнать больше о работе ОМОНа, в адрес которого в последнее время поступает много критических замечаний, в том числе и в средствах массовой информации.

Ответ: Я восемь лет непосредственно руководил Московским отрядом особого назначения и считаю, что сотрудникам этого подразделения есть чем гордиться. Многие из них участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и честно выполняют свой долг здесь, в Москве. Они обеспечивают порядок при проведении массовых мероприятий, содействуют пресечению преступлений и иных правонарушений. В течение этого года они участвовали более чем в 23000 массовых мероприятиях. А ведь только в один день в Москве их проходит больше двадцати.

Критикам этого подразделения не следует забывать, что когда многолюдные спортивные мероприятия обходятся без серьезных эксцессов, то в этом несомненная заслуга именно сотрудников ОМОНа. А насколько деятельность этого подразделения эффективна - можно судить по увеличению числа зрителей, которые приходят на футбольные матчи вместе с женами и детьми.

«СК»: Хотелось бы услышать, какие меры надо предпринять в первую очередь для улучшения деятельности милицейских служб по охране общественного порядка?

Ответ: Прежде всего определить оптимально необходимую численность патрульно-постовых нарядов на конкретных территориях. В прошлом году мы вынужденно пошли на сокращение количества патрульно-постовых нарядов ради увеличения зарплаты тем, кто продолжает службу. Эта мера принесла пользу. Люди охотнее пошли в милицию. Но нехватка кадров все еще велика. Будем честны: без повышения зарплаты и обеспечения сотрудников жильем мы проблему комплектования и повышения профессионального качества сотрудников, несущих службу по охране порядка, не решим.

Другая проблема, как я уже говорил, это изменение критериев оценки, упор на профилактическую работу по предупреждению правонарушений. И, наконец, техническое перевооружение милиции, повсеместное внедрение системы «Глонасс». Сегодня это подсказывает время. Как видите, простых решений в деле укрепления общественного порядка в таком огромном мегаполисе быть не может. Но мы и не ищем легких путей. Только упорная, кропотливая, повседневно проводимая работа всех звеньев милицейских служб позволит добиться дальнейшего устойчивого улучшения оперативной обстановки в нашей столице - Москве.

Разрешите поздравить с наступающим Новым годом ваших читателей и пожелать им спокойствия и радости!

«СК»: Большое вам спасибо, Вячеслав Алексеевич, за то, что нашли время для полезной беседы с читателями «СК». Мы тоже поздравляем вас с Новым годом и желаем, чтобы московская милиция наконец вернула себе то уважение у населения, которым она всегда заслуженно пользовалась.