В Африке появится новое государство

Южный Судан провозглашает независимость от северного соседа. Россия будет дружить с обоими. Новая страна, возникшая в результате разделения Судана на две части, спешно обзаводится всей необходимой атрибутикой. Подана заявка на регистрацию доменного кода ss, готовятся к выпуску почтовые марки, из Китая завозят флаги новой страны. Южносуданские спортсмены тренируются, чтобы принять участие в Олимпиаде-2012.

Есть планы по строительству новой столицы вместо нынешней Джубы, небольшого городка на берегу Белого Нила. С новым государством уже хотят установить дипотношения многие страны мира, в том числе и Россия. А после 13 июля оно, возможно, присоединится к ООН. Об этом хлопочет глава Совбеза Объединенных наций Петер Виттиг.

Но несмотря на то что Южный Судан говорит об отделении от севера уже несколько десятилетий, отношения с Хартумом до сих пор не урегулированы. «Страна была единой до сегодняшнего дня, и разделение не может пройти просто так, — сказал «Известиям» посол Судана (теперь уже Северного) в Москве Мохамед Заруг. — Границы, иммиграция, нефть — все это нужно обсуждать».

Отношения между Хартумом и Джубой остаются, по словам посла, в целом скорее дружелюбными. Но как долго это продлится — сказать сложно, уж слишком много в отношениях между ними трудноразрешимых вопросов. Главная проблема, разделяющая сегодня два государства, — это нефть. Нефтяные поля есть как на юге, так и на севере страны, но нефтепровод идет к Красному морю через север, и северяне не согласны бесплатно перекачивать углеводороды, добытые на юге. А южане, в свою очередь, не хотят платить половину от стоимости добытой нефти за пользование трубопроводом.

Кроме того, неясна ситуация вокруг пограничного района Абей, который не могут поделить северяне и южане.

Пока он контролируется миротворческим корпусом из Эфиопии. Непонятно, что делать и с кочевыми племенами скотоводов, для которых слово «граница» — пустой звук. Поэтому, рассказывает посол Судана в Москве, в ближайшее время между двумя государствами даже не будет четкой границы — только патрули вдоль линии демаркации.

«Проблем много, но, думаю, южная и северная власти между собой договорятся, — заявил «Известиям» спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству с Африкой Михаил Маргелов. — Ведь закончить войну между севером и югом удалось именно благодаря необходимости совместно разрабатывать нефтяные залежи. Однако есть опасность, что самое большое племя Южного Судана — динка — захочет подчинить себе остальные племена, что приведет к войне уже внутри Южного Судана. А это чревато появлением несостоявшегося государства типа Сомали».

В том, что племя динка будет претендовать на лидерство и основные доходы от нефти, уверен и директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. «Это может привести к вооруженному противостоянию внутри нового государства», — считает он.

Россия, по словам Маргелова, будет устанавливать полноценные дипотношения с Южным Суданом. На вопрос, может ли в новую страну прийти российский бизнес, спецпредставитель президента ответил, что там есть ниши практически во всех отраслях: энергетика, транспорт, телекоммуникации. «Но российскому бизнесу нельзя относиться пренебрежительно и покровительственно к правящим верхушкам африканских стран, — говорит Маргелов. — Африка сегодня избалована зарубежным вниманием, и России надо вести себя там соответственно».