Затишье перед бурей Обстановка в Ливане накаляется

Пока в Ливии идут полномасштабные бои, в Сирии и Йемене – народные волнения на грани гражданской войны, а в Египте и Тунисе продолжается постреволюционная неразбериха, зреет угроза полномасштабного политического взрыва в еще одной ближневосточной стране, являющейся ключевой по своему положению и значению – Ливане.

Закончил свою работу Специальный трибунал ООН по Ливану, целью работы которого было расследование обстоятельств убийства бывшего премьер-министра страны Рафика Харири. Этот трибунал является еще одним специальным юридическим органом, по образу тех судов ООН, о которых мы недавно писали. Он создан ввиду того, что для независимого и объективного следствия в самом Ливане не было ни сил, ни возможностей.

14 февраля 2005 года в Бейруте был взорван кортеж Харири, в результате чего погиб сам политик, и двадцать два человека из числа сопровождавших его лиц. Покушение вызвало непредвиденную цепную реакцию – в Ливане разразилась так называемая "кедровая революция", приведшая в кратчайшие сроки к выводу оккупационных сирийских войск, и прекращению доминирования Дамаска во внутренней политике страны.

Но революция оказалась незавершенной, Ливан был расколот пополам. Тогда как для одной части населения Сирия была агрессором и оккупантом, грабящим страну, и желающим ее поглотить, то для другой части сирийские войска были братьями, которые защищали Ливан от Израиля. Кроме того, новые власти ничего не смогли сделать с шиитской "Хезбаллой", давно уже ставшей государством в государстве. Ее могущество не было поколеблено ни на йоту.

Международное следствие было в штыки принято "Хезбаллой", Сирией и Ираном

Обладающая своими вооруженными силами, превосходящими по мощи даже регулярную ливанскую армию, "Хезбалла" способна оказывать решающее влияние на ливанскую политику. В 2006 году она даже развязала войну с Израилем, нанеся серьезный урон экономике страны и ее стабильности. После чего она еще несколько раз доводила ситуацию почти до гражданской войны. С ней не мог ничего сделать и подавший в начале этого года в отставку сын Рафика Харири Саад. Любая акция против "Хезбаллы", опирающейся на поддержку Ирана и Сирии, чревата свержением законного правительства.

Понятно, что в подобной обстановке ни о каком нормальном расследовании убийства Харири речи идти не могло, и идея ооновского трибунала была по сути безальтернативной. Но почти с самого начала его работы международное следствие было в штыки принято "Хезбаллой", Сирией и Ираном. Учитывая этот момент, сроки предъявления итогов расследования все время переносились. Но затягивание не могло продолжаться вечно. Генсек ООН Пан Ги Мун в 2007 году объявил, что стоимость работы трибунала составит за три года 120 миллионов долларов. Но реально было израсходовано около 170 миллионов. Понятно, что спонсоры потребовуют конкретных результатов. Главой трибунала является итальянский судья Антонио Касесе, ранее руководивший трибуналом по бывшей Югославии, умеющий работать весьма оперативно.

В самом конце июня делегация Специального трибунала ООН по Ливану передала обвинительные акты на 163 страницах генеральному прокурору Ливана Саиду Мирзе. Среди четырех лиц, обвиненных в убийстве Харири, значится Мустафа Бардад-Дин, зять бывшего начальника оперативного отдела "Хезбаллы" Имада Мугнии, уничтоженного агентами Израиля в Дамаске в феврале 2008 года. В число обвиняемых попали также члены "Хезбаллы" Салим Аяш, Сами Иса и Абд аль-МаджидРалуш. Ливанская прокуратура в соответствии с законом выписала на всех четверых ордера на арест.

И вот тут началось самое интересное. Министры-шииты в правительстве потребовали, чтобы премьер, суннит Наджиб Микати не сотрудничал с трибуналом, угрожая ему отставкой. Микати – миллиардер, он сменил Сада Харири в начале этого года, опираясь на голоса шиитов и просирийских суннитов. Пытаясь сбить накал страстей, он заявил, что "мы отнесемся к этой информации со всей ответственностью и реалистичностью, помня, что суждения не есть обвинения. Обвинения же должны опираться на факты и доказательства – так, чтобы не оставалось и тени сомнений". Теперь, как пишут обозреватели, у ливанской прокуратуры есть тридцать дней, чтобы осуществить аресты. А до 13 июля Микати должен представить парламенту свою программу действий, либо уйти в отставку.

Тем временем, лидер "Хезбаллы" шейх Хасан Насралла заявил по контролируемому им телеканалу: "Обвинения трибунала в адрес четырех наших соратников абсолютно беспочвенны. Это требование выдвинуто трибуналом, связанным с Израилем и западными разведками, и направлено на то, чтобы очернить антиизраильское сопротивление... Ни одно ливанское правительство никого не арестует ни в тридцать дней, ни тридцать или даже триста лет".

Израиль бросает все силы на предотвращения похода Флотилии свободы-2

Ситуация напоминает историю с Катынью во время Второй мировой войны, когда союзники СССР – Великобритания и США – отвергали все обвинения немцев во имя сохранения союза. И выхода из этого тупика не видно. Понятно, что противники "Хезбаллы" – христиане-марониты и сунниты – не молчат, и требуют скорейшего выполнения требований трибунала. Сам Саад Харири потребовал этого из Франции, где пребывает в целях безопасности. Обстановка накаляется с каждым днем.

Иранские руководители устами спикера парламента Али Лариджани уже объявили: "Эти обвинения беспочвенны, особенно если учесть, что они выдвинуты судебной инстанцией, где тон полностью задают США. Почему американцы не требуют создания трибунала для расследования убийств в Газе и в Палестине?". А Тегеран – главный спонсор "Хезбаллы". Иран дает понять, чтобы ливанское правительство игнорировало трибунал. Правда, другому союзнику "Хезбаллы" – президенту Сирии Башару Асаду – сейчас не до Ливана. Против него принимаются очередные санкции в Европе – Швейцария заблокировала банковские счета, владельцами которых считаются лидеры сирийского режима. На счетах в общей сложности находится 27 миллионов франков (31,8 миллиона долларов США), и они принадлежат 23 высшим сирийским чиновникам, включая президента, главу разведки Али Мамлюка и министра внутренних дел Мухаммада Ибрагима аш-Шара.

В таком крупном городе, как Хама в волнения вовлечены уже десятки тысяч человек. А ведь в 1982 году там уже было восстание, подавленное отцом нынешнего президента самым беспощадным образом. До сих пор жители Хамы старались избегать прямого противостояния, помня о прошлом, но даже у них терпение уже на пределе.

С юга от Ливана также повышается градус политической температуры. Израиль бросает все силы на предотвращения похода Флотилии свободы-2. Пока ее корабли стоят в греческих портах, но как только они выйдут, возможны самые неприятные для еврейского государства инциденты. Поэтому Израиль, подобно Сирии не может сейчас оказать нужной помощи и поддержки врагам "Хезбаллы" в Ливане.

Время покажет, к чему приведет такая конфигурация сил на Ближнем Востоке. Удастся ли Ливану не скатиться к гражданской войне, зависит теперь уже, в первую очередь, от внешних сил.