"Бывают странные сближенья". Русский некролог
На модерации
Отложенный
«Бывают странные сближенья» — написал когда-то А.С.Пушкин, имея в виду, что иногда вроде бы независимые события в истории совпадают не просто так, а высвечивают собою некую идею, на которую человек, без подсказки такого знамения и не обращал бы внимания. Эти «сближенья» — своеобразный маркер, знак божественного подчеркивания.
Так, наверное, бог подчеркнул 18 июня 2011 года, когда одновременно ушли из жизни двое: правозащитница Елена Боннэр, и режиссер Геннадий Сидоров. Одна — в Америке, Бостоне, а другой — в России. Одной — 88 лет, а другой на 40 лет ее моложе.
Казалось бы, ну что может быть тут связывающего, кроме даты смерти? Елена Георгиевна Боннэр — известнейший в мире общественный деятель, вдова академика-диссидента Андрея Сахарова, подхватившая упавшее после его смерти знамя борьбы за права человека в России. Каждое ее слово жадно ловила вся правозащитная и либерально-демократическая общественность. Некрологи, выступления, статьи по поводу ее смерти наполнены не просто соболезнованиями, а огромной оценкой ее вклада в дело построения новой прогрессивной России. Скорбят не только российские правозащитники, скорбят целые страны и континенты — США, Евросоюз.
Весь Интернет и блогосфера обсуждают кончину Е.Боннэр. Событие оживило, дало особенную пищу идейным ее врагам — различным патриотам и антисемитам, разразившимся в комментариях и на форумах потоками благословенного злорадства…
На фоне этого только случайно можно увидеть где-то в маргиналиях новостей строчку, что в этот же день умер режиссер с до неприличия банальной русской фамилией. Большинство начнет морщить лоб, мучительно вспоминать, мол, кто это такой Иванов-Петров-Сидоров? Что он снял? А ведь и правда. Снял только один, что-то там завоевавший фильм — «Старухи» (2003). Ну да, некоторые критики иногда и называют эту картину гениальной, но объяснить толком, в чем собственно ее гениальность всё как-то избегают. Примерно такая же ситуация была и со «странным сближеньем» этого фильма — картиной Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995). Оба фильма показывают в примерно одинаковом свете деградацию русской деревни, исчезновение этого генератора русской культуры. И в обоих сюжетах свято место пусто не остается — в образовавшийся культурный вакуум приходит ислам. Культура ислама появляется не с оружием, а как естественная альтернатива распаду, безнравственности, умиранию, спиванию, глупости, бессмысленности и безысходности современной русской жизни. Оказывается, что над лесами и полями песня мусульманского намаза разливается не менее вольготно и спасительно, чем когда-то звучавшая русская песня.
Вот в этом-то, наверное, и состоит гениальность фильма «Старухи», да и ее автора Геннадия Сидорова (как и к/ф «Мусульманин» с его авторами), что это не просто сюжет, а пророчество. Вот оно наше будущее, совершенно логично вытекающее из столетнего культуроцида, что вела Россия против русской культуры и ее источника — русской деревни. Добилась своего. Стерла с лица земли.
Не понравился вам когда-то Толстой, испугались того, что вам преподнесла в его лице русская культура? Почувствовали угрозу империи? Потому кинулись во все тяжкие, чтобы только ее сохранить — революции, репрессии, войны, коммунизмы-социализмы-либерализмы-демократизмы, реформы, перестройки, и черт знает что еще?
Ни Мамай, ни Наполеон, ни Гитлер не смогли достигнуть такого разора русской деревни, как это сделала Россия в XX веке.
Называясь тогда СССР (почему-то хочется сказать — под погонялом «СССР»), Россия нашла поистине иезуитский способ уничтожения этого первичного генератора русской культуры. Свободный крестьянин, зависимый только от природы, не является ее рабом, он вполне сосуществует с ней в гармонии. Именно на стыке человека и природы рождаются ценности культуры, устанавливаются основные законы отношений, возникает естественная система отношений как эмбрион или фундамент культуры. Как заглушить этот источник? Очень просто: надо сделать крестьянина рабом — раб культуры не имеет. Вот именно обращением в рабство и была колхозная коллективизация, призванная под благовидным предлогом вывести крестьянина из гармонии с природой и поставить в зависимость от Системы, как рабочего — это собственно и есть рабство. Вот мы и пришли к тому, к чему и не могли не прийти, что видим в «Старухах», «Мусульманине», или если просто проедемся по (почти уже бывшей) русской глубинке.
Свято место пусто не бывает. Не понравился вам Толстой, истребили русскую культуру? Значит, придет мусульманская. Готовьтесь. Третьего варианта быть не может в принципе. Земля не терпит культурной пустоты. Вот где располагается основная интрига, проблема и трагедия российской современности.
Вот, оказывается, что нам подсказывает очередное «подчеркивание» господа бога, «странное сближенье» двух смертей. Вся это правозащитная, либеральная, демократическая и прочая диссидентская деятельность, как и то, с чем она борется — это не более чем гигантское свиное рыло, поднимающееся из адовой бездны — образ из к/ф «Мусульманин». Эти идеи абсолютно преемственны такой же коммунистической идее, также призванной построить империю с человеческим лицом: вот только в результате почему-то получается одно и то же свиное рыло. Это касается и патриотов с антисемитами — ничего и там нет, кроме свинорылого визга, отвлекающего от основной культурной трагедии.
Нормальная, процветающая, счастливая жизнь людей, основана не на законах и правах, не на борьбе, не на экономических камланиях, не на поиске заговоров, а на культуре, как системе отношений, основанной на системе ценностей.
Так же призвано отвлечь от истинных российских реалий третье «странное сближенье» — проходящий в эти дни Петербургский Международный Экономический Форум, который своим бравурным мажором создал потемкинские щиты, прикрывающие жуткую российскую реальность, начинающуюся в 20 километрах от этого форума — там дальше живут одни сплошные «Старухи». На Форуме навряд ли было проронено хоть слово о спасении русской деревни. Она чужая на этом празднике жизни.
Так, наверное, чужим стал после «Старух» и их автор Геннадий Сидоров. Возможно, это его и убило. Не его сейчас время. Сейчас время того, с кем он конфликтовал: режиссеров, снимающих бессмысленные патриотические эпопеи, озабоченных мигалками и почитанием рангов, строительством собственного поместья среди культурной помойки.
А он другого хотел - снимать о любви, «но только так, чтобы на разрыв аорты». Неэффективный, как и русская культура. Вот и умер. Вернее, не умер, а погиб. Умерла Елена Боннэр, а Геннадий Сидоров - погиб. Погиб в результате зачистки, призванной превратить всю страну в «старушечью» деревню...
Комментарии
3-я и 2-я главы, а также вторая половина 7-ой - очень-очень для Вас!
С уважением Э.Виленский