НАТО бьет и по чужим, и по своим

Альянс впервые признал, что в результате его ударов погибли мирные ливийцы

Хотя число мирных жителей ливийских городов, погибших под бомбовыми ударами «демократизаторов» из НАТО исчисляется уже сотнями, командование Альянса лишь в минувшие выходные признало, что такие факты действительно имеют место. Причем сделано это с явной неохотой и по всему заметно, что натовские стратеги полны решимости представить случившееся как некий «единичный случай».

Североатлантический альянс, проводящий в Ливии военную операцию, признал факт гибели мирных жителей в результате воздушного удара по жилому дому в столице страны Триполи в воскресенье, сообщает агентство Reuters. Как говорится в официальном заявлении альянса, целью воздушного удара в Триполи прошлой ночью была позиция боевых ракетных установок. Однако, по всей видимости, из-за сбоя в системе вооружения один из боеприпасов не поразил заданную цель, а попал в жилой дом, что привело к жертвам среди мирного населения. «Одна из ракет прошла мимо цели», - констатировали в НАТО.

По данным телерадиокомпании ВВС, бомба или ракета попала в трехэтажное здание, расположенное в районе Сук эль-Джума на окраине ливийской столицы. Жилой дом находился в 1,5 километра от военного аэродрома. По словам корреспондента, журналистам показали пять тел в больнице Триполи, всего же официальные власти Ливии сообщили о семи погибших.

«НАТО сожалеет о гибели мирных граждан и принимает всевозможные меры предосторожности, когда наносит удары по силам режима, который намерен применять насилие по отношению к собственным гражданам», - заявил командующий военной операцией НАТО в Ливии генерал-лейтенант Шарль Бушар, передает BBC. «Мы продолжаем выяснять обстоятельства случившегося, но пока что все указывает на то, что причиной мог стать сбой в системе управления огнем», - добавил генерал. «Мы серьезно относимся ко всем сообщениям о гражданских потерях и продолжим расследовать факты, относящиеся к этому событию. НАТО будет сожалеть, если расследование этого инцидента укажет, что его причиной было натовское оружие», - отмечается в заявлении альянса.

В заявлении НАТО также указывается, что войска альянса провели в общей сложности более 11 с половиной тысяч боевых операций, «каждая из которых планировалась и осуществлялась с огромной осторожностью с целью избежания жертв среди мирного населения». «Наши пилоты делают все, чтобы свести к минимуму риск для гражданских лиц, но, конечно, его нельзя свести к нулю во время военной операции», – признался ранее в интервью Би-би-си представитель НАТО Майк Брекен.

Ранее  стало известно, что за два дня до удара по Триполи авиация НАТО по ошибке разбомбила колонну техники, принадлежавшей ливийским «повстанцам». По данным НАТО, пилоты боевых самолетов заметили колонну техники в том месте, где некоторое время назад находились силы Каддафи. Военные посчитали, что эта техника представляла угрозу мирному населению, и приняли решение разбомбить ее. Позже выяснилось, что попавшие под обстрел машины принадлежали противникам ливийского лидера.

Впрочем, противники Каддафи не в обиде за этот «дружеский огонь». Гораздо сильнее их задевает другое: Запад не выполняет обещания по предоставлению им срочной финансовой помощи.

Министр финансов и нефтяной промышленности повстанческого правительства Ливии Али Тархуни заявил, что его ведомство осталось без денег. В интервью Reuters он сообщил, что добыча нефти прекращена из-за ущерба, полученного в результате боевых действий. «У нас нет ничего (наличными). Мы исчерпали все», – сказал он. «Это полный провал. Либо они (страны Запада) не понимают, либо им все равно», – добавил он. Он также отметил: «Мы не добываем какую-либо нефть из-за убытков. Я не жду, что мы будем добывать нефть в ближайшее время. Нефтеперерабатывающие заводы остались без сырой нефти, поэтому они не работают».

Тахруни так же заявил, что правительство, которое он представляет, ведет прямые переговоры с иностранными компаниями о дальнейшем сотрудничестве, добавив, что он не постеснялся иметь дело с теми, кто раньше работал с Каддафи. Среди таких компаний он назвал немецкую Wintershall и французскую Total. «Нам нужна помощь, мы сказали, что будем уважать и соблюдать все контракты. Единственным моим врагом является Каддафи и его убийцы и головорезы», – сказал он. «С точки зрения коммерции и компаний у меня нет врагов», – добавил Тахруни.

Тем временем наблюдатели указывают, что в воскресенье истек 90-дневный срок с того момента, как США вступили в ливийскую военную компанию. Конституция США, напомним, предусматривает, что только конгресс может объявлять войну другому государству. А во время войны во Вьетнаме был принят закон, согласно которому без одобрения этого органа власти Америка может участвовать в военных конфликтах не более 90 дней. Именно на нарушение этого закона указывают оппоненты Барака Обамы, которые считают, что если президент немедленно не поставит вопрос об участии в операции в Ливии перед конгрессменами, то нарушит закон. В администрации американского президента тем временем указывают, что это никакая не война, по крайней мере, Америка не воюет: бомбардировки Ливии осуществляют только войска НАТО. А США лишь обеспечивают дозаправку самолетов и помогают в сборе разведданных.

На всем этом фоне слишком уж оптимистичными выглядяд заявления спецпредставителя президента РФ по Африке Михаила Маргелова, который считает, что в процессе ливийского урегулирования произошел прорыв. «Сегодня можно констатировать, что процесс переговоров о внутриливийском урегулировании запущен», - сказал он в минувшую субботу. Однако, как заявил Би-би-си представитель ливийских мятежников, переговоры невозможны, пока Муаммар Каддафи и его семья находятся у власти. То ли у Маргелова какие-то свои источники информации, то ли он живет в некоем параллельном мире. По крайней мере, сказанные им на полном серьезе слова о том, что руководство Туниса считает, что «президент России Дмитрий Медведев заслуживает Нобелевскую премию мира за те усилия, которые им были предприняты по внутриливийскому урегулированию», звучат как минимум странно. Особенно учитывая, кто из руководителей государства российского (как бы оно не называлось) получал эту весьма сомнительную, прямо скажем, награду и какую память в народе он о себе оставил. Вряд ли это та слава, о которой мечтает Дмитрий Медведев.