Россия платит Европейскому суду по правам человека

Сразу два громких политических процесса России затронул в своих решениях Европейский суд по правам человека в мае. Сначала государству досталась за «шпиона» Игоря Сутягина, затем — за Михаила Ходорковского.

«Аквариум» Ходорковского

Европейский суд признал незаконным задержание стараниями ФСБ Ходорковского в аэропорту Новосибирска 25 октября 2003 года, неоправданно длительное содержание бизнесмена под стражей, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с ним, давление на его адвокатов и помещение на год невиновного человека (презумпция невиновности на практике!) в стеклянную клетку. Суд посчитал, что такая форма общественного воздействия унизила достоинство Михаила Ходорковского.

За незаконный арест на взлетно-посадочной полосе аэропорта «Толмачево» ответственность несет выдавший санкцию в то время старший следователь по особо важным делам управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры России, заслуженный юрист России Салават Каримов (нарушение статьи 5 § 1 (б) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Признанные судом бесчеловечные условия содержания Ходорковского в «Матросской Тишине» с августа по октябрь 2005 года останутся на совести полковника внутренней службы Фикрета Тагиева, который с июня 2003 года по настоящее время благополучно руководит этим следственным изолятором (статья 3 Конвенции). За незаконное помещение Ходорковского в клетку в 2004—2005 годах пока так и не ответили председатель Мещанского районного суда Москвы Александр Лукашенко и исполняющий обязанности председателя Николай Курдюков (статья 3 Конвенции).

Дела «шпионские»

На 20 тысяч евро наказал Россию в Европейском суде задержанный за шпионаж и осужденный на 15 лет за «измену родине» ученый Игорь Сутягин. Европейский суд, включая судью от России Анатолия Ковлера, посчитал в его деле доказанной вину государства в нарушении длительности заключения под стражей до судебного разбирательства (статьи 5 § 3 Конвенции). Напомним: ученому почти 4,5 года пришлось дожидаться после ареста в 1999 году решения Мосгорсуда. Страсбургский суд признал вину России и в нарушении продолжительности судебного разбирательства, отметив: российское правительство не смогло привести ни единого факта в оправдание многолетнего процесса — суд длился 44 месяца. И главное, Страсбург сделал однозначный вывод о том, что суды над Сутягиным не были беспристрастными и независимыми (статья 6 Конвенции).

В рамках этого дела нужно вспомнить заслуженного юриста РФ, судью Верховного суда с 1984 года Зямиля Галиуллина, под председательством которого выносился окончательный приговор Сутягину.

Чечня

В мае Европейский суд решил не в пользу России 5 дел о нарушении прав человека в Чечне, которые коснулись 29 жителей республики.

По одной из этих коллективных жалоб в интересах 19 заявителей суд присудил почти миллион евро компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба. В результате налета 2 октября 1999 года 8 жителей Урус-Мартана были убиты, еще семеро, включая троих детей, получили ранения. Во время авиаудара 19 октября погибли 6 человек, 16 получили ранения. Правительство России сообщило в Европейский суд, что контртеррористическая операция началась по указу президента, а город Урус-Мартан был оккупирован экстремистами-ваххабитами. Страсбургский суд признал Россию виновной в нарушении права на жизнь и эффективное расследование и обязал выплатить каждому заявителю до 120 тысяч евро.

В прошедшем месяце в Страсбург ушло новое дело из Чечни. 75 заявителей — самое большое число за всю историю российских дел в Европейском суде — жалуются на ракетно-бомбовый удар российских военно-воздушных сил по селу Элистанжи Веденского района Чечни 7 октября 1999 года.

За решеткой

Два известнейших следственных изолятора России — «Кресты» и «Бутырка» — в мае в очередной раз попали в сферу внимания Страсбургского суда. Условия содержания в этих СИЗО подпадают под короткое определение «бесчеловечное и унижающее достоинство обращение».

Димитриос Попандопуло пожаловался в Европейский суд на СИЗО «Кресты». Он обратил внимание на плохое освещение камер, отсутствие свежего воздуха, изношенные, разорванные и грязные постельные принадлежности, расположенность туалета рядом с местом приема пищи, доступность душа раз в неделю, а также целый зоопарк из пауков, червей, мух, тараканов, клопов и мышей. Содержание в бесчеловечных условиях, жестокое обращение и отсутствие быстрого и эффективного расследования суд оценил в 18 тысяч евро. До сентября 2007 года начальником «Крестов» был полковник Александр Житинев.

Юрий Илиади в жалобе в Страсбург указал, что находился в СИЗО «Бутырка» в камере размером 54,7 квадратных метра, где были более 30 человек. Суд посчитал такое содержание в течение года и пяти месяцев в стесненных условиях унижающим достоинство обращением. В 2002—2003 годах начальником «Бутырки» был полковник внутренней службы Владимир Ступин.

Итого

В мае 2011 года Европейский суд по правам человека вынес 11 решений против России, присудив жертвам государственного произвола 1 миллион 5 тысяч 100 евро — то есть примерно 40 миллионов 850 тысяч рублей. Еще 259 тысяч 217 евро казна заплатит за материальный ущерб и судебные издержки.

В майском обзоре представлены дела Центра содействия международной защите, Межрегионального комитета против пыток, адвокатов Михаила Ходорковского, а также Анны Ставицкой, Лейлы Хамзаевой, Евгения Селюкова.