25 лет после Чернобыля
В марте, когда мир стал свидетелем катастрофы на японской атомной станции «Фукусима» и вспоминал об апрельской чернобыльской катастрофе 25-летней давности, планы по строительству новой атомной станции на постсоветской территории вызывают беспокойство в первую очередь тем, насколько мал оказался урок. Строительство должно начаться этой осенью.
Самое крупное отличие между Чернобылем и Фукусимой в том, какова была реакция советского режима на создавшуюся ситуацию : неделями катастрофу не признавали. То же произошло и в Белоруссии, которой сейчас правит автократ, фальсифицировавший собственное переизбрание в прошлом декабре. То, как плохо Белоруссия и Россия ведут себя касаемо строительства реактора около Остовца, небольшого города на западе Белоруссии – тревожный знак, который Запад не должен игнорировать. Снова мы видим, как может развиться «темная» история, без достаточного уровня освещенности и международной координации.
И тем не менее, Соединенные Штаты не возражали, когда всего несколько недель назад российская государственная атомная компания «Росатом» подписала договор с белорусским президентом Александром Лукашенко. Соседним странам до сих пор остается неясным, по какому принципу Белоруссия выбирала географическую точку для расположения новой энергостанции, которую теперь планируется возвести всего в 22 километрах от границы с Литвой и 48 от Вильнюса – столицы, крупнейшего населенного пункта и экономического центра страны. Премьер-министр Андриус Кубилиус (Andrius Kubilius) и другие официальные лица Литвы постарались максимально подчеркнуть, что белорусские власти не смогли мало-мальски внятно ответить на выраженную озабоченность безопасностью в требуемых заявлениях по влиянию проекта на окружающую среду. «Мы не получили ни надлежащего ответа, ни надлежащего обсуждения», – подчеркнул Кубилиус.
Нежелание Белоруссии по существу консультироваться со своими соседями – очень беспокоящий фактор. Все эти страны, когда-то жившие под советским гнетом, теперь состоят во Всемирной торговой организации, Организации Североатлантического договора и Евросоюзе, и теперь они являются союзниками Соединенных Штатов. Администрации Обамы заявляла, что они согласны с Конгрессом в том, что укрепление безопасности и диверсификация источников в энергетике лежат в наших [американских] и европейских интересах в долгосрочной перспективе. Так или иначе, оптимальный способ вложиться в регион с точки зрения укрепления его энергетической независимости – это создание чистого источника энергии, а не тенденция продолжать полагаться на невнятные заверения регрессирующих режимов.
Лучшее решение – в прозрачности.
Мне давно нравилась атомная энергия в качестве одного из компонентов диверсифицированной стратегии, гарантирующей большую энергетическую независимость, одновременно с тем уменьшающей стоимость топлива для американских семей. И Брюсселю советовали стремиться к тому же, чтобы в один прекрасный день жители Евросоюза обнаружили, что в энергетических вопросах они больше не зависят от доброй воли Кремля, который уже много раз, снова и снова оказывался ненадежным поставщиком. Островцом и реактором, строящимся недалеко от Литвы, в Калиниграде, Россия снова демонстрирует намерение укреплять свою энергетическую монополию в регионе и в этот раз, если ее действия пройдут без контроля и наблюдения, эти действия однозначно политически подчинят Восточную Европу Москве – мрачная участь, которой Запад не должен допустить.
По поводу этого неясного соглашения должны были забить тревогу в Госдепартаменте. Вместо этого Фогги Ботом (Foggy Bottom) дал Лукашенко – в чьей стане народ сейчас обречен и пребывает на грани полного финансового краха – зеленый свет на строительство реактора, не забивая голову вопросами тяжелых экологических последствий или того, как это может еще больше усугубить энергетическую зависимость Европы от своих недемократических поставщиков.
Госсекретарь Клинтон и я посетим Литву в этом месяце. И я надеюсь, что она пересмотрит свою беспечную позицию до своего приезда в Вильнюс, поскольку наши прибалтийские союзники заслуживают большего. Нам следует громко продублировать обеспокоенность Восточной Европы и присоединиться к оппозиции, возглавляемой Кибилиусом. Нам тоже следует протестовать против нарушений международных законодательств, к которым Россия и Белоруссия приближаются со своими планами по строительству атомной станции в Островце, практически не принимающими в расчет тревоги своих соседей.
В прошлом декабре посланник США по вопросам энергетики Ричард Морнингстар (Richard Morningstar) призвал реализовывать этот проект на основе конкуренции и общих правил коммерции, в полном согласии со стандартами Европы и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). «Пока что планируемая атомная электростанция в Белоруссии не отвечает этим стандартам. Пока те, кто ее продвигает, не удовлетворят требованиям конвенции ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, конвенции по атомной безопасности Международного агентства по атомной энергии и других международных учреждений, Соединенные Штаты и международное сообщество будут активно выступать оппозицией этому проекту».
В память о всех, кто пострадал в чернобыльской катастрофе 25 лет назад, Россия и Белоруссия должны понять – мир за ними наблюдает.
Комментарии
Строительство атомной электростанции в Беларуси необходима для развития экономики. Так как в самой Беларуси существует потребность в нефти и газе, на данный момент помогает Россия. Белорусская атомная электростанция будет строиться по технологии укрупненных блоков, которая позволит сократить сроки возведения станции.
Также при последующей эксплуатации белорусской АЭС управляющая компания будет применять схему аутсорсинга. В частности такие работы, как чистка, уборка помещений, организация питания для сотрудников АЭС, могли бы осуществлять белорусские компании. По такому сценарию пошли в Финляндии, благодаря чему сократили число постоянных работников атомной электростанции до 400 человек.
На сегодняшний день Литва игнорирует вопросы Беларуси по подготовке к строительству АЭС. Как говориться в письме, белорусская сторона не получает ответы на вопросы "об изменениях температурного режима и ихтиофауны озера Дрисвяты (Друкшай), произошедшие в связи с эксплуатацией Игналинской АЭС", а также вопросы, касающиеся "суммарного воздействия на окружающую среду Беларуси от всех объектов, запланированных и строящихся...