Маргелов - односторонний посредник в Ливии
Еще на встрече "Большой восьмерки" в Довиле (прошедшей в конце мая) президент России Дмитрий Медведев заявил о намерении командировать специального посланника в Ливию для оказания посреднических услуг в деле прекращения гражданской войны. Спецпредставителем президента России стал председатель комитета Совета федерации по международным делам Михаил Маргелов.
В Кремле считают, что активное участие в разрешении ливийского кризиса позволит защитить российские интересы в этой стране. Об односторонней поддержке Муаммара Каддафи и речи уже быть не может - даже известные своей осторожностью китайцы уже пошли на официальные переговоры с оппозицией. Известно, что китайский посол в Катаре Чжан Чжилян встречался в Дохе с Мустафой Абдель Джалилем, а в начале недели китайское внешнеполитическое ведомство заявило, что несколько китайских дипломатов из египетского посольства посещали Бенгази. Лидеры оппозиции оценили китайский подход и гарантировали китайцам выполнение всех многомиллиардных контрактов, подписанных китайскими компаниями с правительством Муаммара Каддафи. «Мы четко дали понять, что уважаем все контракты, подписанные до конфликта. И сделаем все, чтобы защитить собственность зарубежных компаний», - заявил «министр финансов» переходного правительства Али Тархуни в интервью китайской газете Global Times. И в Кремле хотели бы надеяться, что и в отношении российских инвестиций в Ливию у новых властей будет такая же позиция.
Однако, в отличие от китайцев, мы не сумели сохранить нейтралитет. Напомним, что, инициировав переговоры с оппозицией, китайцы одновременно не порывали связи с режимом Муаммара Каддафи, не делали громких и скандальных заявлений в отношении Триполи. Не случайно после контактов китайских дипломатов с представителями Ливийского совета Пекин официально принимал верного Муаммару Каддафи министра иностранных дел Ливии. Россия же откровенно заняла сторону оппозиции, публично поставив крест на правительстве полковника.
Посредническая (если ее можно так назвать) миссия Михаила Маргелова началась 7 июня с визита в Бенгази, где он провел переговоры с руководителем ливийского Национального переходного совета (орган власти оппозиции) Мустафой Абдель Джалилем, а также Махмудом Джибрилем (отвечающим в совете за внешние связи) и главами военного и финансового подразделений. Совет предложил России открыть российское представительство в Бенгази. Причем оппозиционерам даже не важен статус этого представительства и его полномочия - важен сам факт его присутствия, который бы означал признание Россией Национального переходного совета. Также, по словам Михаила Маргелова, оппозиции нужны деньги. Ливийские оппозиционеры попросили Россию поспособствовать в разблокировании и предоставлении им доступов к счетам Муаммара Каддафи в иностранных банках, а также предоставить им кредит на приобретение горюче-смазочных материалов и продовольствия.
Несмотря на помощь Запада и начавшийся экспорт ливийских углеводородов из контролируемых оппозицией портов, у Бенгази катастрофически не хватает денег. В условиях идущей гражданской войны система социального обеспечения не работает, и для поддержания лояльности местного населения, привыкшего к относительно безбедной жизни во времена правления Каддафи, совет вынужден выдавать каждой семье в месяц около 200 долларов.
Эти переговоры Михаил Маргелов оценил крайне высоко. «Я проникся уважением к тем людям, с которыми сегодня общался, - это настоящие патриоты Ливии, это серьезные люди, которые хотят прекратить кровопролитие как можно скорее, - заявил российский сенатор. - Они вовсе не хотят крови и отсечения голов своих противников, а думают о будущем, о развитии страны, и это - очень позитивно».
После Бенгази Михаил Маргелов должен был встречаться с официальными представителями Муаммара Каддафи. Однако как место встречи, так и собеседник выглядят весьма сомнительно.
Сама встреча прошла не в Триполи, а в Каире. Непонятно, то ли Маргелов не захотел посещать столицу Ливии (тем самым посылая определенный сигнал Муаммару Каддафи), то ли сам полковник не захотел его принимать. Последнее вполне возможно, учитывая высказывания российского сенатора относительно перспектив официальных ливийских властей. «Режим Каддафи агонизирует. Если перейти на охотничий жаргон, на этот раз он наконец "офлажкован" надежно и из капкана не вырвется, Каддафи надоел не только ливийцам, но и мировому сообществу», - заявлял российский сенатор (напомним, выполняющий посреднические функции).
Впрочем, вероятно, что и сам Маргелов не очень хотел встречаться с конфидентами Каддафи. Ведь личность собеседника «со стороны Каддафи», с которым Михаил Маргелов встречался в Каире, выглядит весьма интересно. Им был двоюродный брат ливийского лидера Муаммара Каддафи Ахмед Каззаф ад-Дам. Российские официальные источники называют его «одним из ближайших помощников» ливийского лидера. Однако напомним, что этот человек сначала бежал из Триполи в Каир, а затем призвал свое племя поддержать оппозицию. Интересно, что Михаил Маргелов охарактеризовал его как «человека, который имеет право говорить от имени той части Триполи, которая думает стратегически о будущем Ливии».
Вероятно, в России считают, что вместо переговоров с Каддафи перспективнее встречаться с той частью его окружения, которая выступает за уход полковника из власти ради сохранения собственных жизней и капиталов. Так или иначе, после визита Маргелова Россия официально сложила все яйца в одну корзину, упустив отличную возможность промолчать.
Комментарии
Василии Филиппович Маргелов незамедлительно выпихнул бы его без парашюта тысяч с двух !
Уже защитили,согласившись на бомбёжку.Будем пожинать плоды.