Эксперты о переориентации "Газпрома" на Китай

Эксперты комментируют слова руководителя Газпрома о переориентации компании на Китай.

Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил в интервью газете Suddeutsche Zeitung, что если европейские партнеры недовольны ценами на российский газ, тогда компания будет сбывать продукт на восток. «Если Европе не нравятся цены на российский газ, то «Газпром» будет поставлять газ в Азию», - решительно заявил он. При этом глава газового монополиста подчеркнул, что рынки Азии являются весьма интересными для компании, т. к. позволяют вести гибкую ценовую политику.

Кроме того, по словам Миллера, «Газпром» намерен увеличить свое влияние в Европе, приобретя долю немецкой энергетической компании E.ON и акции дочернего предприятия Ruhrgas. «Речь идет о стратегических инвестициях или о партнерстве», - приводит его слова Deutsche Welle.

По данным Suddeutsche Zeitung, «Газпром» контролирует шестую часть мировых поставок топлива и способен за несколько минут перекрыть все краны, ведущие в Европу. Между тем европейские политики обеспокоены газовой зависимостью от России. Так, после аварии на японской «Фукусима-1» Германия решила отказаться от использования ядерной энергии, что неминуемо повлечет за собой еще большую зависимость от газа из России, который обеспечивает уже сейчас 40% потребностей страны. Кроме того, Европа обеспокоена тем, что Россия строит новые ветки газопроводов, скупает газ в Средней Азии и уже по своим ценам поставляет на внешний рынок. Цены «Газпрома» в Европе считают слишком высокими и боятся, что они могут еще возрасти.

Что касается Азии, то 10 июня планируется подписать контракт на поставку российского газа в Китай. По 30-летнему соглашению, в Поднебесную будет поставляться по 68 млрд кубометров газа ежегодно по двум маршрутам. Однако пока еще остается неизвестной цена. В то же время эксперты склонны считать китайцев неудобными партнерам, так как вопрос цены и раньше становился препятствием в партнерстве двух стран. Например, с 1 января Россия начала поставлять в Китай нефть по рыночной цене, однако в марте наши восточные партнеры самовольно пересмотрели тарифы и в результате задолжали нам 250 млн долларов.

Алексей Миллер между тем сегодня заявил журналистам, что «Газпром» не намерен пересматривать цену на газ для Украины. «Это абсолютно рыночный подход, и изобретать что-либо для кого-либо, какие-то другие формулы, привязанные к другим энергоносителям, не будем», - цитирует РБК слова председателя правления компании. При этом он отметил, что с начала года по сравнению в этим же периодом прошлого года экспорт газа на Украину вырос на 22%. Миллер подчеркнул, что в дальнейшем именно рыночная формула и действующий контракт будут определять дальнейшее сотрудничество между странами.

Впрочем, европейские цены на газ, по прогнозам представителя «Газпрома» могут вырасти в IV квартале до 500 долларов за 1 тысячу кубометров. «Если поставить в формулу значение цен на нефтепродукты, в частности по форвардным сделкам, то можно с высокой долей уверенности говорить о том, что цена на газ по долгосрочным контрактам в конце года может выйти на 500 долл. за 1 тыс. кубометров», - подытожил Миллер.

Слова Миллера об азиатской ориентированности «Газпрома» в случае «строптивости» Европы для KM.RU прокомментировал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Мы знаем, что в Европе в последние несколько лет, особенно после газовой войны с Украиной, развернулась настоящая кампания на тему: «Лишь бы кто, лишь бы что, только не Россия с ее нефтью и газом». Т. е. идея простая: «Давайте покупать газ, нефть у кого угодно: у Туркмении, у Ливии, у Алжира, у Египта, у Нигерии, только не у этой России, потому что хуже нее никого нет». Когда Россия пыталась возразить, говоря о том, что действительно есть проблема Украины, даже пыталась вовлечь Европу в решение проблемы Украины. Но Европа ответила: «Нет, нет, нет! Вы этой проблемой сами занимайтесь, это ваш крест, вы с ней и мучайтесь. Нас не вовлекайте. Все новое - страшное и ужасное. Мы пойдем в Азербайджан, в Туркмению, Северную Африку, Черную Африку, будем экспортировать СПГ из Персидского залива. Кто угодно, только не вы!».

А поскольку, действительно, в силу совпавших негативных обстоятельств: падения спроса в период кризиса, отказа США от катарского СПГ, который пошел в Европу, у них возникла иллюзия, что Европа может спокойно существовать без российского газа. Именно тогда Россия, обидевшись, сказала: «Раз вы такие, то мы пойдем в Азию». Тогда начались активные переговоры с Китаем по поставкам 68 млрд кубов газа по двум газопроводам.

Сейчас ситуация на европейском рынке менее однозначна, хотя, да, там есть еще газовый профицит, однако ситуация поменялась в российскую пользу: мы видим, что цена высока, и из-за Фукусимы пойдет спрос на газ, так как им будут замещать атом. Например, в Германии, по моим оценкам, если весь атом будет замещен газом, то это приведет к росту спроса на газ только к 2022 году на 35 млрд кубов, еще 9 млрд кубов в случае отказа от атомной энергетики даст Швейцария. Потом «арабская весна», которая один за другим выбивает альтернативных России производителей газа, да и нефти тоже. Того и гляди накроется Алжир, являющийся третьим поставщиков газа в Европу. Можно и дальше продолжать: провал проекта Nabucco, невозможность получения туркменского газа — налицо целая серия неудач Европы.

Другого газа европейцам взять неоткуда, а укусить Россию хочется – вот это сочетание рождает чудовище. На мой взгляд, самое яркое — это идея поставок СПГ из США в Литву. На самом деле у этого проекта нет никакой экономики: предлагается сжать сланцевый газ и поставлять его в Литву. Почему это происходит? Газа нет, а Россию очень хочется покусать, отсюда такие бредовые интеллектуальные вещи и появляются.

Таким образом, мы понимаем, что Россия уже имеет определенные аргументы, говоря: «Ребята, если мы вам не нравимся, то мы уйдем в Азию». Миллер так и сказал. На мой взгляд, он все-таки ведет определенную игру. Я на самом деле не думаю, что России выгодно заменить европейский рынок Китаем. Китай — очень сложный партнер, что показали и нефтяные истории.

Я думаю, что слова Миллера надо читать по-другому. Рискну взять на себя роль трактователя слов представителя «Газпрома». Их смысл такой: «Ребята, давайте прекратим заниматься ерундой, прекратим обвинять Россию во всем, называть Россию страшной и ужасной, которая пытается Европу политически давить. Давайте вернемся к нормальным коммерческим отношениям, долгосрочным контрактам, там есть формула цен, придуманная самим европейцами. Давайте вернемся к ситуации, которая была в 2008 году. Мы гарантируем объем поставок, вы гарантируете спрос на этот газ, формула цены остается долгосрочной. Давайте вернемся к нормальным отношениям, когда мы понимаем, что у нас есть место сбыта, а у вас есть газ, причем газ из России, которая не так подвержена политическим колебаниям, как ваши новые друзья: Ливия, Египет, Азербайджан и далее по списку. А если вы этого сделать не хотите, то у нас нет другого пути, как идти в Азию». Я бы так трактовал то, что Миллер сказал немецкой газете.

Свою трактовку слов Миллера в интервью KM.RU предложил доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Вениамин Вутянов.

Если посмотреть с точки зрения экономики, то здесь можно отметить (может, совпали события, а, может, целенаправленно), что наблюдается некое натяжение отношений с Европой. Может, это связано с тем, что не удалось договориться по размещению американских противоракетных комплексов в Европе. Дмитрий Медведев на встрече Большой восьмерки настаивал, чтобы в ряде стран, а именно, которые составляют, на его взгляд пограничный барьер: Турция, Болгария, Румыния, Польша — не размещали противоракетные установки. На это США, естественно, не готовы пойти.

После этого пошли опасные овощи, которые убивают людей. Уже понятно, что это происходит из-за ростков сои. С точки зрения политики, Путин вполне грамотно прокомментировал это так, что если овощи приносят смерть, то зачем мы будет гробить наших граждан. С другой стороны, фактически все страны, которые занимаются растениеводством, поставляют овощи в Россию, причем Россия — это рынок, которые потребляет порядка 40% овощей из Европы. Мы в этом смысле лишаем их денег. А теперь попробуйте представить, куда они смогут переориентировать этот поток? Они же теряют миллиарды евро!

Теперь заявление Миллера. Возможно, он решил их добить: мы начали с овощей, а добьем их газом. Дело в том, что европейцы неоднократно пытались продавить «Газпром» в вопросах ценообразования. Мы понимаем, что при прочих равных условиях у нас здоровый рынок: есть продавец, есть покупатель, есть спрос и предложение, который должен действовать. Покупатели газа пытаются активно влиять на ценообразование. Возникают две разнонаправленные тенденции: продавцы хотят продать подороже, а те, кто покупают - приобрести подешевле. Сейчас мы являемся наблюдателями перетягивания каната: действует не закон спроса и предложения, а кто кого, причем всякие рычаги входят в дело, кто на кого окажет более сильное давление, чтобы выравнять цену в свою пользу.

«Газпром» - на мой взгляд, достаточно крупная конкурентоспособная структура, которая должна иметь диверсифицированную структуру экспорта и должен поставлять газ во все стороны. Тут действует золотое правило бизнеса: «Не стоит складывать все яйца в одну корзину».

Относительно газовой компании: не стоит завязываться на поставках в одном направлении. Мне больше кажется, что слова Миллера — это некий пиар-шаг в направлении сохранения цены или даже роста. «Газпром» - это естественная монополия, для которой на первый план выходит одностороннее повышение цен на продаваемый продукт, так как замены ему нет, аналогов нет, соответственно, конкуренции нет. Качество тоже не интересует «Газпром», в данном случае и особенности товары таковы, что как тут улучшишь качество. Здесь все мотивы хороши, чтобы увеличить свою маржу, прибыль. Возможно, что это пиар-ход, чтобы следующим шагом или через шаг стало некое предложение по повышению цен или закреплению тех, которые существуют.

Что касается азиатского варианта, то здесь достаточно много вопросов, например, газопровод, который построили из Туркменистана в Китай в период кризиса. На самом деле китайцы способны и готовы покупать много энергоресурсов, и газа и нефти. Очевидно, экономика Китая, показывающая рост ВВП, измеряемый в двузначных цифрах, способна переварить большое количество углеводородов, но она не резиновая, не бесконечно способна их потреблять. Поэтому здесь нужно понимать, что потребление азиатского рынка ограничено и просто так мы не войдем в этот рынок. «Газпром» не войдет туда, не подвинув других. А кого он будет двигать? Туда выходят туркмены, обратил туда свой взор Назарбаев, т. е. попирать права и забирать рынок наших будущих союзников по единому экономическому пространству, я думаю, неправильно.

Также надо понимать, что если «Газпром» развернет свои потоки, то обратного пути не будет. Во-первых, мы дискредитируем себя как поставщики, и станут ли азиаты тогда с нами работать. Во-вторых, свободные ниши в рынке занимаются очень быстро: туда придут американцы со сланцевым газом, еще кто-то со своим сжиженным газом, в конце концов, Иран, если удастся преодолеть политические проблемы. Тогда уже «Газпрому» обратно будет не так просто вернуться. Я все же считаю так, что слова Миллера — это пиар-высказывание, имеющее под собой мало реальных оснований.