Большой театр торгует местами-невидимками

На модерации Отложенный

Общество защиты прав потребителейнамерено в суде защищать права театралов на возврат билетов и информацию об обозримости сцены.

Поводом для обращения в суд стали жалобы потребителей о непредставлении полной и достоверной информации об обозримости сцены при покупке билетов. Зачастую доступные по стоимости билеты исключают возможность нормального просмотра представления, и потребителей об этом заранее никто не предупреждает.

В начале мая этого года сотрудники Общества защиты прав потребителей (www.ozpp.ru) провели собственную проверку и обнаружили при осмотре зрительного зала Большого театра, что обозримость сцены с некоторых мест достигала лишь 10-50 процентов. Например, с некоторых крайних (правых и левых) мест бельэтажа сцена оказалась не видна совсем; со значительного количества иных мест она была видна лишь частично. Кроме того, с правой стороны бельэтажа невозможно увидеть транслируемые во время представления субтитры, что лишает возможности потребителей, не владеющих русским языком, понимать происходящее на сцене.

Получается, что потребители, приобретая билеты и надеясь в полной мере насладиться представлением, видят лишь небольшую часть спектакля. Все остальное время они за собственные деньги любуются огромной люстрой, висящей над зрительным залом, или наблюдают за своими «соседями по несчастью».

И, что самое интересное, потребителей никто не предупреждает ни при заказе билета, ни при его оплате о невозможности полноценно наблюдать за действием на сцене. В результате чего люди оказываются перед данным фактом к моменту начала спектакля. Ведь на билетах обозначены лишь данные об исполнителе услуги (его наименовании, ИНН, юридическом адресе, телефоне), написана дата и время начала спектакля, указан вид театральной постановки, стоимость, а также место в зрительном зале.

Около касс продажи билетов в театре, а также на сайте Большого театра (http://www.bolshoi.ru/common/img/uploaded/pic/seatingplan-wp-ru-2009.gif) представлена лишь цветная схема зрительного зала, где места обозначены разными оттенками, что, по объяснениям работников Большого театра, символизирует разные категории «удобности» мест (и, соответственно, качества предоставляемой услуги). От «удобности» зависит и стоимость билетов. Вот только что скрывается под этим определением, нигде не расшифровывается. Налицо нарушение ст. 10 закона «О защите прав потребителей», которая обязывает исполнителя предоставить потребителю полную и достоверную информацию об услуге, чтобы он имел возможность сделать правильный выбор.

Предупреждение о том, что «места неудобные», а также некоторое снижение стоимости билетов таким информированием считать невозможно, так как Большой театр не расшифровывает, в чём именно состоит «неудобство» и насколько не видно сцены и происходящих на ней событий.

Таким образом, «непрофессиональному» потребителю, не являющемуся заядлым театралом (а именно из предположения об отсутствии у человека специальных познаний и обязывает исходить ст. 12 закона «О защите прав потребителей») невозможно понять, какое будет качество обзора с купленного места. Тем более об этом не говорит схема зрительного театра, так как она не показывает наличия препятствий между зрителем и сценой (люстры, занавеси, пристенки).

Прекратить такого рода нарушение прав потребителей можно предоставив покупателям услуги до внесения ими платы за билет адекватной информации о степени обозримости сцены и наличия препятствий между зрителем и сценой. С подобным предложением обратилось ОЗПП 18 мая 2011 года в Большой театр. Юристы ОЗПП подготовили досудебную претензию с предложением устранить нарушения в 10-дневный срок. Но претензия ОЗПП была проигнорирована, а в устной беседе представители администрации Большого театра заявили, что не считают необходимым что-либо менять, так как их вполне устраивает существующее положение дел.

Что касается самовольно введенного Большим театром запрета на возврат денег за билеты, то такие действия также противоречат требованиям законодательства. В частности, ст. 32 закона «О защите прав потребителей» предусматривает право гражданина в любой момент до получения услуги расторгнуть заключённый договор. Для такого вида услуг, как театрально-зрелищные, действующее законодательство не делает исключений. Следовательно, потребитель вправе осуществить «возврат приобретённого билета» и потребовать возмещение его стоимости. Тем более что неполученную прибыль несостоявшийся зритель по действующему законодательству не обязан возмещать. Однако на всех билетах Большого театра значится: «приобретённые билеты возврату и обмену не подлежат».

Также неправомерна фраза на билетах: «Дирекция театра оставляет за собой право замены одного спектакля другим. В этом случае билеты могут быть возвращены в кассы театра до начала спектакля», поскольку создает у потребителя ложное мнение о невозможности расторжения договора и требования возврата уплаченной суммы в других случаях.

В поданном иске ОЗПП просит суд признать действия Большого театра противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать ответчика прекратить подобную практику.

В частности:
- предоставлять в доступной форме полную информацию о том, с каких мест зрительного зала, на которые реализуются в розницу билеты, сцена не видна совсем, видна частично и в какой мере, какие препятствия наличествуют между тем или иным местом зрительного зала и сценой, с каких мест зрительного зала невозможно прочтение транслируемых субтитров,

- прекратить реализацию билетов без права их возврата, в том числе обязать убрать соответствующую запись на реализуемых билетах,

- довести до сведения потребителей информацию о принятом решении путём опубликования ее в «Российской газете» и размещения в «уголке потребителя» здания Большого театра (Москва, Театральный пр., 1) и около касс в форме, доступной для прочтения.

ОЗПП рассчитывает, что в случае удовлетворения судом данного иска, в России будет создан прецедент, поскольку подобными нарушениями прав потребителей грешит не только Большой театр, подобная практика, к сожалению, распространена повсеместно. И другие театры страны не брезгуют незаконным отказом в возврате билетов, а также не предоставляют достоверную информацию об обозримости сцены, что исходя из характера услуги, является одним из ее основных потребительских свойств.