Проект "Южный Поток" больше политический, чем экономический

На модерации Отложенный

В конце Марта Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер призвал Россию не блокировать строительство газопроводаNabucco. Москва не вправе оказывать давление на страны Центральной Азии, чтобы те отказались от участия в Nabucco, – заявил Эттингер, выступая на конференции в Берлине. Одновременно еврокомиссар пообещал, что Евросоюз не станет препятствовать реализации российского проекта “Южный поток”, и подчеркнул, что Nabucco не является конкурентом “Южного потока”. Однако этот проект на днях был атакован двумя  странами – Турцией и Украиной.  

Необходимость диверсификации поставок газа

Европа все больше скатывается к зависимости от поставок российского газа. Последние события в Ливии обернулись очередным обращением к России с просьбой увеличить поставки “голубого топлива” в страны Европейского Союза. В Европе увеличелись тарифы на Российский газ. Цена на Российский газ  увеличивается на 15% – до 352 долларов на одну тысячу кубических метров. Российские информационные агентства сообщили, что в 2009 году Российский газ в Европу продавали по средней стоимости – по 306 долларов на тысячу кубических метров …

Следует отметить, что с ростом цен в Европе, в отличие от 2008-2010 гг., в 2011 году Россия увеличивает и объем поставляемого газа в страны ЕС. В 2010 году Европа получила 139 млрд кубических метров Российского газа. И запланированы поставки уже 151.5 млрд кубических метров, – в этом году. Вместе с этим Россия, в своих стратегических планах, предполагает рост добычи газа в 2020 году.  

Несомненно, для ЕС может быть найден еще один альтернативный источник, – природный газ с Каспийского бассейна. Но здесь сильны позиции России, которая в свое время была главным покупателем туркменского газа и вряд ли желает видеть конкурентов на европейском рынке. События, происходящие в арабском мире, могут повысить заинтересованность импортеров газа в ресурсах Каспийского региона, заставив их искать альтернативные источники энергоресурсов. Также, по нашему мнению, сейчас можно наблюдать повышенный интерес европейских, китайских, индийских компаний, нацеленный на поиск новых источников ресурсов. Это может дать ресурсам из Каспийского региона, а именно из Туркменистана и Азербайджана, потенциал для привлечения большего объема инвестиций и получения большей политической поддержки в вопросе создания трубопроводов.

Создается впечатление, что дебатам по этому вопросу скоро будет дан старт. Однако всем известно, как много времени занимает реализация энергетических проектов, насколько высока их стоимость, как много времени необходимо для того, чтобы продвигать эти проекты. Действительно, можно говорить о повышении интереса к энергоресурсам Каспийского региона в перспективе, об этом можно судить уже сейчас, проанализировав повышение интереса европейских кампаний к проекту “Набукко”, но, в любом случае, необходимо время для того, чтобы оценить результат того, что происходит в арабском мире.  

“Набукко” относится к проектам “Южного газового коридора” наряду с Транс-Адриатическим газопроводом (TAP), “Белым потоком”, ITGI(газопровод Турция-Греция-Италия). “Южный коридор” является одним из приоритетных для ЕС и призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок, повысив тем самым энергетическую безопасность ЕС.

 

С другой стороны, Россия тоже стремится диверсифицировать поставки в Европе путем строительства, обходных восточной Европе, газопроводов – «Северный поток», первая очередь которого войдет в строй осенью этого года, и «Южный поток», который должен был пройти через Черноморский шельф Турции. Но Турция отказалась…

Россия не понимает оснований, согласно которым Турция не дает разрешения на прокладку “Южного потока”, и продолжит работу с турецкими партнерами, – заявил вице-премьер Игорь Сечин.  Посол России в Анкаре Владимир Ивановский заявил, что российская сторона в случае возникновения новых проблем с Турцией по вопросу прокладки морской части “Южного потока” через турецкую часть Черного моря готова проработать другие варианты поставки газа по этому газопроводу в Европу, – пишет “Взгляд”.

Картинка 2 из 14320

“Южный поток” или Самсун-Джейхан

Россия пока не рассматривает вариант отказа от проекта газопровода “Южный поток”. Об этом заявил министр энергетики Сергей Шматко. “Мы так принципиально вопрос не ставим”, – сказал он. Таким образом, Шматко отреагировал на заявление вице-премьера Игоря Сечина, курирующего в правительстве ТЭК. Ранее 17 марта, ссылаясь на слова Сечина, пресса писала, что Россия изучает вариант отказа от “Южного потока”, прорабатывая способы удешевления проекта.

Одним из вариантов снизить расходы на “Южный поток” является возможность транспортировки российского газа в Европу не по трубопроводу, а в виде сжиженного природного газа (LNG). Премьер-министр Владимир Путин поручил С. Шматко проработать вариант со строительством завода по производству LNG на берегу Черного моря.

Планируется, что “Южный поток” свяжет Новороссийск с болгарским портом Варна, после чего разделится на две ветки: через Грецию на юг Италии и через Сербию и Венгрию в Австрию. Мощность газопровода длиной свыше трех тысяч километров превысит 63 миллиарда кубометров газа в год. Строительство “Южного потока” еще не началось, однако “Газпром” заявил, что готов запустить проект в 2013 году.

В таком случае Турция превратилась бы в энергетический «хаб». Турция долго пыталась изобразить свои энергетические деловые отношения с Россией, как равноправные. И нынешние Разговоры Москвы об альтернативе «Южному потоку»  раздражают Анкару.

Постоянная поддержка Турции газопровода Nabucco так же долго была больным вопросом для России. Вместе с тем, без российской нефти у Турции будет немного возможностей для заполнения трубопровода Самсун-Джейхан. Этот вопрос характерен для любой встречи между российскими и турецкими чиновниками. Так же ни одна встреча не обходится без упоминания о тех зимах (2005 – 2008 г. Г.), когда Россия спасла Турцию от энергетических кризисов.

Те кризисы были вызваны ненадежным газовым поставщиком Анкары – Ираном, который решил сократить поставки в Турцию. В то время управляемая государством газовая монополия России повысила поставки в Турцию через недостаточно использованный трубопровод «Синий поток», по дну Черного моря. Хотя это не спасло от сокращения поставок индустриальным пользователям в центральной Турции, но она действительно, по крайней мере, удовлетворила потребности главных газовых тепловых электростанций Турции.

Однако, недавнее (Март, 2011) посещение Москвы турецким Премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и Министром энергетики Танером Иилдизом был скандальным. Необычно, но никакое упоминание не было сделано об альтруизме Москвы. Визит состоялся  вслед за объявлением российским Премьер-министром Владимиром Путиным, что Москва рассматривала отказ от ее планов относительно «Южного потока», долго обсуждаемого экспортного трубопровода через Черное море в Болгарию, и Россия могла бы, вместо этого, построить экспортный терминал для сжиженного газа (LNG). Это изменение плана было очевидно вызвано длительными отказами Турции позволить «Газпрому» проводить тесты на морском дне в турецком секторе Черного моря, – ведь «Газпром» хочет построить секцию трубы через турецкую часть моря. Есть также вопросы относительно того что, предложение LNG может быть ответом Москвы проекту AGRI, который предлагает произвести LNG в грузинском Черноморском порту Кулеви, используя азербайджанский газ и отправить его в Румынию, где он использовался бы внутри страны, и возможно, был бы послан в другие страны, наиболее вероятно, – в Венгрии. Украина также выразила интерес к получению LNG из проекта AGRI, который, войдет в эксплуатацию в течение второй половины этого десятилетия. По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева, на сегодня главным в реализации AGRI является подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО).

Учитывая высокую стоимость терминала LNG, проект Российского LNG, упомянутый Путиным, был бы неэкономен, если бы LNGэкспортировалось только в пределах Черного моря. Чтобы принести прибыль, Россия должна была бы послать танкеры с LNG и на энергетические рынки далеко от дома – т.е. пройти через Стамбул и уже переполненные Проливы Босфор и Дарданелл, что экологически небезопасно для Турции. Тогда как, отгрузки LNG по проекту AGRI были бы, вероятно, ограничены Румынией или Украиной.

Анкара долгое время протестует против прохода опасных грузов через проливы. Поэтому, параллельно вышеуказанному, Турция также упорно трудилась, для завершения переговоров  по соглашению с российскими нефтяными компаниями Роснефт, Лукоил и Татнефть, чтобы присоединить их к турецко-итальянскому консорциуму, который должен построить нефтяной трубопровод Самсун-Джейхан.

Проект Самсун-Джейхан разработан, чтобы уменьшить движение танкеров через турецкие проливы . между Россией и Турцией существует договор от 2009 года, о том, что Турция даст согласие на прохождение «Южного потока» через турецкий шельф, лишь в том случае, если Российские компании помогут в строительстве трубопровода Самсун-Джейхан.

Если верить слухам из Москвы, на встрече между двумя премьер-министрами прозвучало объявление, что Москва планирует послать большую часть нефти, которую до этого  экспортировало через Черноморские порты, – через «Балтийскую Систему Трубопровода-2» (БТС-2), т.е. сеть, которая начинает работать в следующем году. Такой поворот в экспортных маршрутах лишил бы Самсун-Джейхан пропускной способности, в которой он нуждается для коммерческой жизнеспособности.

Картинка 1 из 242

В этом случае, Турции остается лишь надеяться на перспективу нефти из Казахстана, который никогда не высказывал открытую поддержку проекта Самсун-Джейхан. Но нехватка нефти – только одна из проблем нефтепровода. Говоря с журналистами, представитель главной нефтяной компании Çalık Enerji (структура, близкая к семье премьера Р. Т. Эрдогана), которая экспортирует сырье через Черное море сказал, что Самсун-Джейхан стал, по его мнению, историей. “…Факт, что теперь уже нет достаточного количества нефти, чтобы сделать нефтепровод жизнеспособным. Его слишком дорого построить, это будет стоить слишком дорого, чтобы использовать, и труба заканчивается в неправильном месте” – сказал он. Его замечания в соответствии с теми соображениями, которые некоторые наблюдатели высказывали прежде – что труба Самсун-Джейхан будет нести сырье в Ист-Энд Средиземноморья, тогда как главные рынки лягут западнее. Несмотря на это, тем не менее, Турция на словах остается преданной и трубопроводу и к планам привести его к Джейхану – который уже принимает Baku-Tbilisi-Ceyhan (BTC) из Азербайджана, и трубу Киркук-Джейхан из Ирака. Главная надежда Турции все еще связана  с российской нефтью. Согласно турецким чиновникам, встреча Москвы принесла двум странам  небольшое облегчение: Москва все еще хочет «Южный Поток», в то время как, Анкара хочет Самсун-Джейхан.

Но это далеко не простой обмен. В прошлом году Турция и Россия подписали соглашение, которое обязывала российскую компаниюAtomstroiexport, построение первой атомной  электростанции (NPP) в Турции. В середине декабря заместитель премьер-министра России Игорь Сечин подтвердил, что Rosneft и Transneft присоединились к консорциуму Самсун-Джейхан и начались “технические переговоры». Под его словами подразумевалось что сделка, видимо, все же была заключена, и все что остается, – это производить подсчеты. Кроме того, Турция остается преданной – публично, по крайней мере, – к поддержанному европейским союзом трубопроводу Nabucco. Этот проект предполагает строительство транспортного маршрута для газа из Азербайджана и других Каспийских государств, так же как и Ближнего Востока, в Европу. Это открыло бы третий газовый коридор в ЕС в прямой конкуренции с Россией и его «Южным потоком».

Хотя обе стороны долго отрицали, что будут построены только Nabucco или «Южный поток», европейский газовый спрос, как ожидают, не вырастет достаточно быстро, чтобы выдержать поставки с обоих газопроводов. Это означает, что если один построят, то другой не будет потребован – по крайней мере, в течении десятилетия или около этого. Соглашение ядерной установки Atomstroiexport все еще обратимо, поскольку Турция должна все же обосновать безопасность и экологические отчеты, на фоне нынешних событии в Японии. Однако, нет никакого иного пути, – если Анкара выберет, скажем, «Южный поток», то Nabucco провалится, и наоборот. Кроме того, это решение могло бы иметь необратимые эффекты на надежды Турции на вступление в ЕС.

Страна-клиент

Стал ли новый тупик с Россией неожиданностью для Анкары, спорно утверждать. Однако, наблюдателям теперь становится более ясно, что долго рекламируемые претензии Турции на равное партнерство с Россией, в энергетических деловых отношениях, больше не существует. Скорее Турция, кажется, все более и более рискует стать еще одним из государств – клиентов Москвы. Ввиду этой опасности, Анкара преуспела бы, если бы вспомнила урок прошлого, когда Россия была обязана увеличить газовый экспорт в Турцию через «Синий поток». Это произошло в 2009 и не было результатом иранской ненадежности в газовых поставках. Скорее это был результат действия Москвы, отключив экспорт в соседнюю Украину, через которую большая часть газа России экспортирует в Турцию по газопроводу «Прогресс». Многие полагают, что единственное преступление Украины тогда было преступление тогдашнего правительства, противостоять желаниям Москвы. Но и нынешний Киев не такой уж робкий как казалось ранее…

Украинский тупик

Первый вице-премьер Украины Андрей Клюев 31 марта 2011 года, во время встречи с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым в Ашгабате, заявил о готовности своей страны принять участие в строительстве транстуркменского газопровода “Восток-Запад”. По его словам, Украина как крупный импортер природного газа и транзитная страна, обладающая развитой газотранспортной инфраструктурой, заинтересована в возобновлении тесного сотрудничества в газотранспортной сфере и реализации идеи Туркмении об обеспечении безопасности транснациональной трубопроводной инфраструктуры.

“Одним из перспективных проектов для участия украинских компаний, является строительство транстуркменского газопровода “Восток – Запад”. Кроме поставок трубной продукции, а также компрессорных станций, украинские подрядчики могут обеспечить строительство линейных участков трубопровода, включая наиболее сложные”, – отметил первый вице-премьер украинского правительства. Он также заявил, что украинские компании могут принять участие в будущем строительстве взлетно-посадочных полос в аэропортах Туркменабата и Дашогуза, а также мостов, путепроводов и автомобильных дорог любой сложности, а также в модернизации 5 энергоблока Марыйской электростанции.

Прокладку транстуркменского газопровода, пропускной способностью 30 миллиардов кубометров в год, осуществляют специалисты государственных концернов “Туркменгаз” и “Туркменнебитгазгурлушик”. Газовая магистраль, стоимостью более $2 млрд, со всей необходимой наземной инфраструктурой, должна быть введена в эксплуатацию к середине 2015 года. В соответствии с планами ЕС и США, газ, поступающий в Каспийский регион по газопроводу “Восток-Запад”, должен переправляться в Азербайджан по дну Каспийского моря – через предполагаемый транскаспийский газопровод – к уже действующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум, став, таким образом, ключевой питательной артерией газопровода NABUCCO. Примечательно, что газопроводная система NABUCCO фактически является альтернативой украинской ГТС, поскольку выводит туркменский газ в Европу через Турцию, а не через Россию и Украину. Точно так же, он конкурирует и с российским “Южным потоком”, который, впрочем, так же является обходным с точки зрения Украины. Руководители Украины неоднократно призывали Россию отказаться от идеи строительства газопровода “Южный поток” по дну Черного моря.

Не исключено, что предложение участвовать в строительстве туркменского участка конкурирующего с “Южным потоком” NABUCCO – очередной антироссийский жест правительства Януковича, хотя в реальности не дающий каких-либо дивидендов самой Украине. С другой стороны, вход туркменского газа в Закавказье через Азербайджан может дать Киеву шанс на реализацию проекта “Белый поток” – газопровода из Азербайджана через Грузию в Крым, инициированного в период премьерства Юлии Тимошенко. Строительству трубы по дну Каспия препятствует проблема правового статуса моря и разграничения его дна. Судя по заявлению туркменского лидера, он исходит из того, что транскаспийский газопровод может быть построен при согласии его страны и Азербайджана, без учета стратегических интересов России и Ирана. По нашим данным, переговоры между Баку и Ашгабатом на эту тему уже проходят при посредничестве Брюсселя

Европейский союз, Азербайджан и Туркмения подготовят два нормативных
документа в рамках реализации проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК). Об этом накануне праздника Навруз, отмечаемого во многих мусульманских странах, заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. По его словам, первый документ – политическая декларация. В нем стороны подтвердят свою готовность участвовать в создании ЮГК. Вторым будет соглашение между Азербайджаном и Туркменистаном. В нем при посредничестве Евросоюза будут определены полномочия и обязательства Азербайджана и Туркменистана в проекте прокладки Транскаспийского газопровода по дну Каспия, который станет составной частью ЮГК.

Таким образом, в то время как Россия постоянно указывала на многочисленные причины невыполнимости проекта Nabucco и нехватки необходимого газа для Южного Газового Коридора ЕС, Москва может в некоторой степени, сама противопоставила себе главного транзитного участника «Южного потока» – Турцию. Это случилось сразу, как только изменилась «политическая конъюнктура» на Ближнем Востоке, что еще раз подтверждает мнения критиков «Южного потока», – он был больше политическим, чем экономическим проектом.