Российский пир во время евроинтеграции
Состоявшийся вчера в Киеве Второй Форум регионов Украины и субъектов Уральского федерального округа России оставил двойственное чувство. С одной стороны – очень большая и представительная делегация России, риторика о дружбе и экономической интеграции со стороны гостей. С другой – неадекватно скромное присутствие хозяев мероприятия. Очевидная попытка уклониться от дискуссий о Таможенном союзе и прочих тем сближения. Общее впечатление, что россияне ведут себя так, будто мы пообещали им быть в Таможенном союзе обязательно, а наши – будто их об этом никто не предупредил…
Согласно «Википедии», Уральский федеральный округ составляет 10,5% от территории Российской Федерации. А налоговые отчисления предприятий Уральского федерального округа формируют свыше трети федерального бюджета России. Это не удивительно, если участь, что в составе округа почти все нефтеносные и газоносные регионы Западной Сибири: Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В двух последних регионах сосредоточено всего-то… 66,7% запасов нефти РФ (6% мировых) и 77,8% газа РФ (26% мировых запасов).
Одни только эти цифры – веский повод дружить «семьями» с уралчанами. Хотя, как сказал один украинский чиновник с западенскими корнями, сумевший уютно устроиться и при нынешней власти тоже: «А зачем они нам сдались? Трубу-то все равно никто не протянет, как мы ни обнимайся…».
Видимо, исходя из простой логики, что «трубу не протянут», гостей с далекого Урала радушно принимали… в фойе «Украинского дома», на приставных стульчиках. Первый раз вижу международный, по сути, деловой форум в таком месте.
Конечно, Югра – не Лондон, народ там привык ко всему… Но при этом мы как-то не подумали о тех же трубах, которые Украина выпускает в избытке и не всегда знает, куда деть, о продукции машиностроения, сельского хозяйства, переработки, наукоемких отраслей, в общем, обо всем том, что можно было бы «толкнуть» в Зауралье, с неплохой выгодой для экономики в целом.
Возможно, непонятное отношение к мероприятию сформировалось из-за отсутствия большого наплыва представителей центральной и местной власти. За власть отдувался вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Виктор Тихонов, который выступил с нормальной приветственной речью и тем самым хоть как-то поддержал представительский уровень Форума. Также выступал и президент УСПП, народный депутат Украины Анатолий Кинах. Тоже вполне логично, ибо УСПП – вроде как соорганизатор мероприятия с украинской стороны, наряду с Российским союзом промышленников и предпринимателей Александра Шохина. По роду службы прибыл правительственный уполномоченный Украины по вопросам сотрудничества с РФ. СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян. Он тоже выступил.
На этом облеченные серьезным статусом персоналии с украинской стороны практически исчерпались. Если и были в зале «Украинского дома» сотрудники МИДа и народные депутаты, то заныкаться они успели раньше, чем их заметила пресса. До трибуны никто не дошел.
Известных россиян было намного больше. Выступали вице-спикер Государственной Думы РФ Валерий Язев, секретарь Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России Сергей Глазьев. Естественно, не обошлось без чрезвычайного и полномочного Посла Российской Федерации в Украине Михаила Зурабова.
В их выступлениях политической риторики нашлось больше места, чем экономической. Хотя намеки на тесную взаимосвязь экономики и политики прослеживались даже невооруженным глазом (ухом). Язев, например, сказал, что ждет от Украины принятия закона об особом статусе русского языка. И тут же перешел к вопросу транзита газа.
«Украина является самым большим транзитером российского газа, и даже после окончания строительства газопровода «Южный поток» Украина останется одним из наибольших транзитеров. Украинский транзит будет превалировать по своему объему», – подчеркнул вице-спикер Госдумы.
Глазьев повторил свой тезис, который ранее, 12 апреля, приводил и российский премьер Владимир Путин, о том, что прямой выигрыш Украины от вступления в Таможенный союз может составить $6,5-9 млрд. в год. Причем уже не стал размениваться на «от» и «до», и сразу назвал цифру в $9 млрд. Действительно, чего мелочиться, особенно когда рядом маячит конкурент Таможенного союза – зона свободной торговли с ЕС (ЗСТ).
Этой темы Глазьев тоже коснулся, предложив идти в направлении Европы вместе. «Евросоюз для нас – серьезный партнер и конкурент, мы должны быть уверены, что евроинтеграция даст нам общий экономический эффект. В рамках Таможенного союза мы ведем переговоры с ЕС, мы готовы объединить наши усилия, чтобы получить лучшие возможности для наших предприятий. Важно выступать с общих переговорных позиций…», – отметил он.
Интересно, что в то время, как в Киеве 150 крупных российских бизнесменов и несколько небезызвестных политиков убеждали немногочисленных хозяев Форума в преимуществах своей интеграции, в Фонде Фридриха Эберта в Берлине проходила другая конференция, на тему "Украина и евроинтеграция". В ходе которой европейские промоутеры сотрудничества с Украиной оглашали ключевой тезис последнего момента: если наша страна откажется от пророссийского вектора, соглашение о зоне свободной торговли с ЕС будет подписано даже не до конца года, а до середины осени.
Соблазн такого предложения настолько велик, что, невзирая на газовые переговоры между Россией и Украиной, который сейчас проходят на самом высоком уровне (главу «Газпрома» Алексея Миллера принимал президент Украины Виктор Янукович), Верховная Рада приняла постановление «О рекомендациях парламентских слушаний на тему: «О состоянии и перспективах развития экономических отношений Украины с ЕС (зона свободной торговли) и Таможенным союзом», которым фактически определила приоритетным европейское направление. И обнадежила Евросоюз, может, даже и слишком…
Чтобы как-то объяснить России наше поведение и при этом не ссориться с ней, был выдвинут тезис о двойной евроинтеграции – и в ЕС, и в Таможенный союз, который иначе, чем дипломатическим не назовешь. Очевидно, что ни Европа, ни Россия, не позволят нам «выйти замуж одновременно за двух женихов». На что Дмитрий Медведев прозрачно намекнул, говоря о двух стульях. Надо выбирать. И этот выбор чем дальше, тем мучительнее дается.
Россия – это газ, это экономическое сотрудничество и рынок сбыта для нашей, не самой конкурентоспособной продукции. Если просто смотреть на цифры, то вопросов не возникает: в 2010 году страна увеличила товарооборот с Россией на 153%, по сравнению с 2009 годом. И это только благодаря потеплению отношений. Без дополнительной интеграции.
Но все лучшее, к чему мы стремимся, устроенный быт, социальная защита, цивилизация во всех ее проявлениях, – конечно, в Европе. Лоббисты евроинтеграции обещают, что зона свободной торговли позволит нашим предприятиям, особенно малым, пристроиться в конец технологической цепочки, повысить свою деловую и производственную культуру, доходы. В общем, пойдет создание среднего класса. И заживем мы лучше, чем поляки, и сытнее, чем чехи.
Когда заживем? Вопрос, конечно, интересный. Понятно, что не сейчас. Нужно время, на то, чтобы раскрутиться, работая по-европейски. На это время рост доходов не предусмотрен. Более того, усилиями доброй соседки Москвы, которая не будет снисходительно наблюдать за отплыванием Украины к европейским берегам, газ начнет дорожать. И все остальное – тоже. Разумеется, к инфляции нам не привыкать. Да и мысль, что Беларусь Таможенный союз никак не спас ни от инфляции, ни от девальвации, немного греет. И все же, как быть с газом?
Одно неглупое издание написало, что «премьер-министр Азаров признал, что Украина сможет добывать газ и нефть в промышленных объемах на Черноморском шельфе в лучшем случае через 10 лет. Таким образом, речь идет о долговременных планах, а топить квартиры и поддерживать индустрию надо в этом году. Все это прекрасно понимают в Кремле. И украинским донором никто в Белокаменной становиться не собирается. Вопрос заключается в том, что получит Россия в случае возможного «подарка» Киеву…».
Действительно, если договоренность о скидке в 20%, о которой говорили Виктор Янукович и Алексей Миллер, будет достигнута, как быть с евроинтеграцией? Отложим? Передумаем? Случайно забуксует сама? А, может, в последний момент поднимутся какие-нибудь автодиллеры европейских же автомобилей и выступят «против», поскольку одно из требований при создании ЗСТ – отмена Украиной возрастных ограничений на ввоз авто из Европы. Давно мы не видели на наших дорогах душевных пикапов 60-х годов!
Короче говоря, сложный вопрос. Плохо, когда никто не женится. Хуже, когда есть взаимоисключающий выбор, и симпатии, как маятник, качаются из стороны в сторону. Судя по тому, как проводился Форум, сейчас маятник дружбы и всестороннего сотрудничества где-то на берегах Одера или Сены. Иначе бы крутых российских бизнесменов принимали не в фойе «Украинского дома». Где они, дружно сидя на приставных стульчиках, теребили в руках папки, надо полагать, с контрактами.
Кстати, накануне, было заявлено о подписании 15 серьезных договоров. Что было подписано в итоге и с какими украинскими предприятиями, автор пока не узнал. Представитель президента РФ в Уральском Федеральном округе Николай Винниченко ограничился общей фразой о том, что «в этих соглашениях будет представлена практически вся экономика уральского региона». В любом случае, заметил он, товарооборот между субъектами предпринимательства двух стран должен вырасти. В прошлом году он увеличился практически на треть…
Комментарии