История должна учить нас, что хорошо и что плохо

В истории всякой страны — Россия не исключение — есть страницы истории, которыми можно и нужно гордиться, но есть и такие события и личности, которыми не то что гордиться нельзя — их стыдиться следует. И историки должны объяснить, почему и чем первые хороши, а вторые плохи.

История — это зеркало, в котором мы можем увидеть себя со стороны. Стоит ли ходить к врачу, который обращает внимание только на позитивные стороны в состоянии вашего здоровья и скрывает ваши заболевания?..  

История как наука, если хотите, отвечает за нравственное и психическое здоровье общества. Психотерапия заключается в том, чтобы помочь человеку осознать и тем самым избавиться от всего самого темного и подспудного, что мешает ему жить, предлагая новые сценарии поведения. Причем «косметический ремонт» ничего не даст, негативные стороны жизни нужно искоренять.

Человечество накопило огромный опыт решения экономических, социальных и политических проблем — и позитивный, и негативный. Негативный опыт, по-моему, особенно важен: он позволяет, что называется, не наступать на те же грабли. Приведу пример из нашей совсем недавней жизни. Советская кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом проводилась в формах, которые не могли не привести к тяжелым социальным последствиям. Одним из них стало сращивание криминальных и государственных структур, и об этой опасности заранее предупреждали, опираясь на печальный опыт США времен сухого закона. Но этот опыт проигнорировали — и теперь мы имеем то, что имеем.

Нередко, однако, случается так, что победивший в настоящем «побеждает» и прошлое, ибо история, как известно, пишется победителями. Прошлое мстит за это. Наша нынешняя жизнь — непосредственное его продолжение. Переписывание, «улучшение» истории не изменит реальность, но может сделать невидимыми корни многих проблем и болезней современного общества. Тот, кто действительно хочет улучшить жизнь страны, должен хорошо представлять, как сформировалась система, в которой он живет, что из этой системы надо оставить, а от чего необходимо отказаться.

И как это сделать так, чтобы общество эти изменения приняло и сделало их «своими».

«Суд истории», как мне представляется, существует. Но заключается он вовсе не в том, какую оценку получил или получит тот или иной исторический персонаж в работах историков. На самом деле этот суд уже давно свершился. Вердикт истории был вынесен в тот момент, когда общество приняло и поддержало (или, напротив, не приняло и отторгло) те или иные изменения, деяния той или иной личности. Мы же со всеми нашими оценками — не прокуроры, адвокаты или судьи, но осужденные этим судом. Мы отбываем наказание за то, что (сами или наши предки — неважно) оправдали эти деяния и тем самым сделали их нормой жизни для последующих поколений.

Надо понять, почему предшествующие поколения делали тот или иной выбор, и решить, является ли это достаточным основанием, чтобы такой же выбор принимать и сегодня. Если для современного человека критерии, которыми руководствовались наши предки при оценке той или иной личности и ее поступков, уже неактуальны или вовсе неприемлемы, — необходимо отказываться от бесконечного повторения устаревшей модели поведения. Насколько я понимаю, именно это имеют в виду, когда говорят о покаянии как необходимом условии освобождения от власти прошлого над настоящим.

История, конечно, должна играть важную роль во внутренней политике. Но совсем другой вопрос — обращение к истории при выяснении отношений между народами и государствами. Попытки разделить историю на «свою» и «чужую», противопоставить Нас — хороших, благородных и древних  — Им — плохим, диким и злым — прямой путь к неразрешимым конфликтам и непрекращающимся войнам. Нынешние народы и государства не несут ответственности за то, что делалось их предками и предшественниками (если только они добровольно не принимают на себя такую ответственность).

Забыть прошлое невозможно, но и двигаться вперед, глядя только назад, нельзя: можно свернуть себе шею. Кстати, именно так наказаны в Дантовом аду обманщики: прорицатели, гадатели и звездочеты.