Академик Пётр Бакланов: туризмом сыт не будешь
За свою относительно короткую 150-летнюю историю Владивосток отрабатывает уже четвёртый бренд: от «далекого, но нашенского города» (Ленин), «второго Сан-Франциско» (Хрущёв), «форпоста на Тихом океане» (лексика позднесоветского периода) до «европейского города в АТР». Общественная дискуссия о перспективах столицы Приморья оживилась в преддверии саммита АТЭС.
Администрация края и мэрия направили в федеральное правительство заявку на проведение «Экспо»–2020. Принята стратегия развития Владивостока на предстоящее десятилетие.
Леонтьевский центр, разработчик базового документа, предлагает сделать приоритетом индустрию гостеприимства. Академик Дальневосточного отделения РАН Пётр Бакланов категорически с этим не согласен.
– Ставка на индустрию гостеприимства ошибочна. Она не обеспечит ускоренное развитие Владивостока из-за его скромного туристско-рекреационного и культурного потенциала. Проще говоря – не прокормит город. Страны Юго-Восточной Азии создавали такой потенциал тысячелетиями, а у нас, кроме Владивостокской крепости и возможного океанариума, ничего нет. Стать центром международных интересов город сможет, только будучи многофункциональным мегаполисом с привлекательными для иностранных партнёров высокотехнологичными промышленными производствами и интеграционными структурами. В основе внешнеэкономического сотрудничества должна лежать «фирменная» продукция, на транзите чужой далеко не уедешь. Например, можно было бы развивать свой промышленный потенциал за счёт выпуска оборудования для освоения океана – здесь уже достраивается центр по изготовлению подводных роботов, фармацевтических предприятий, производства биодобавок из морского сырья. У Владивостока хорошие логистические перспективы, но невозможно одновременно наращивать туристический потенциал и развивать транспортно-складское хозяйство. Разработчики стратегии совершено не учли специфику города – быть европейским, находясь на стыке азиатских цивилизаций.
Наш комментарий:
Владивосток распушил перья в последние годы – благодаря вниманию правительства к социально-экономическому развитию Дальневосточного региона, подкреплённому большими финансовыми вливаниями. До 2012-го действует программа «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». Более отдалённая перспектива прорисовывается в стратегии, подготовленной Леонтьевским центром. Проект прошел публичные слушания.
Согласно стратегии, к 2020 году Владивосток должен стать центром внешнеэкономического, научного, промышленного и культурного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Это подразумевает переосмысление миссии города в новых геополитических условиях: от форпоста – к окну в Азию. Как полагают стратеги, основой экономики Владивостока должна стать индустрия гостеприимства (54% регионального продукта).
Город, напомним, был открыт для посещения иностранцами в 1992 году. Это совпало с падением железного занавеса, и – естественно – посмотреть доселе неведомую военную базу активно поехали жители Китая, Кореи, Японии.
Обнаружилось, что Владивосток интересен иностранцам как ближний к ним европейский город; действительно, где в АТР можно увидеть «настоящую Европу»: архитектуру, лица, кухню, быт, – как не в столице российского Приморья, до неё ближе всего. Граждане Китая едут в местные вузы изучать русский язык. Корейские кинематографисты снимают здесь сериалы, когда по сюжету надо показать европейский город. Всё это есть, но представлять столицу Приморья туристической Меккой – сильное преувеличение.
Член-корреспондент Российской академии архитектуры Валентин Аникеев назвал стратегию Леонтьевского центра маниловщиной. «В городе существует 30 целевых программ, предлагается создать ещё 17. Но у краевой власти нет ни ресурсов, ни полномочий, ни даже плана действий», – считает Аникеев.
Доктор экономических наук Александр Латкин смущён аргументами, приводимыми в пользу возрастания роли Владивостока в осуществлении геополитических функций в АТР: «В радиусе тысячи километров проживает 300 миллионов человек – в стране, темпы развития которой поражают весь мир. Чтобы достичь показателей, обозначенных авторами стратегии, к 2020 году, среднедушевые денежные доходы жителей Владивостока должны увеличиться в 3,8 раза, численность занятых в экономике – в 2,5 раза, население – в 1,8 раза. Не верю!»
Есть и такая идея: превратить Владивосток в центр образовательных и медицинских услуг, чему в большой степени может способствовать создание федерального Дальневосточного университета…
Главная ошибка предлагаемой стратегии, считает большинство экспертов, – в стремлении развивать город во всех направлениях. Это может быть горизонтом планирования, но не руководством к действию. Тем не менее, стратегия в целом принята, ведь без неё нет шансов участвовать в программах, финансируемых из федерального бюджета.
По большому счёту, городу ещё предстоит найти себя, своё место в формирующемся новом мировом центре, каким в этом веке становится азиатское побережье Тихого океана.
Комментарии