Путин как Муссолини
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Путин озадачил наблюдателей своим драматичным призывом создать единый народный фронт политических партий и общественных организаций, пишет американская газета «Крисчен сайенс монитор». «Фронт призван разрешать некую национальную дилемму, какую именно, не уточняется», — утверждает журналист Фред Уэйр.
Идея выглядит странной, так как в России, видимо, нет кризиса, оправдывавшего бы устранение политических разногласий ради общего блага. «Некоторые эксперты ехидно говорят, что чрезвычайная ситуация, о которой не упоминается вслух, — это состояние рейтинга самого Путина», — пишет автор, напоминая, что в последнее время рейтинги премьера и «Единой России» снизились.
Путин намерен упрочить своё собственное положение на случай, если на парламентских выборах «партия власти» получит мало голосов, считает Николай Петров из Московского центра Карнеги. Идея состоит в том, чтобы включить в список кандидатов свежие лица вдобавок к надоевшим занудным и коррумпированным чиновникам. «Чистый предвыборный трюк», — заключил Петров. Но, добавил эксперт, сей шаг отражает и личные амбиции Путина, считающего себя национальным лидером, говорящим от имени всех россиян. «Царь должен быть предводителем всех, а не просто представителем одной партии или тенденции», — добавил Петров.
По мнению обозревателей «Новой газеты», задумка Путина похожа на идею корпоративизма Муссолини — установления власти одного человека над всеми общественными силами.
Впрочем, надеются журналисты, это лишь уловка для победы на выборах, и после выборов фронт развалится.
У экспертов нет единого мнения о том, сильно ли повлияет падение рейтинга Путина на его шансы выиграть президентские выборы. Владимир Владимирович остаётся самым популярным российским политиком, но его «акции» с января 2010 года снизились с 69% до 53%. Правда, рейтинг Медведева сократился ещё больше — с 62% до 46%.
Трения в правящем тандеме порождают слухи о намерении Медведева открыто порвать с бывшим ментором и бросить ему вызов на реальных выборах. Однако при системе управляемой демократии это маловероятно, полагает газета.
Как бы то ни было, есть ощущение, что нужно каким-то образом повысить привлекательность «Единой России», говорит политолог Валерия Касамара. У этой партии нет чётких идей и позитивной идеологии, «ЕР — всего лишь партия единственного сильного лидера». По её мнению, новый народный фронт вряд ли спасёт «Единую Россию» от унижения на парламентских выборах: «Никто не желает такого искусственно навязанного единства, а какой толк от политической коалиции, просто ратующей за всё хорошее и борющейся со всем плохим вообще, не продвигая никаких конкретных идей? Россияне явно хотят чего-то получше».
Комментарии