Россия: без головокружения, без успехов
Обратили внимание: наш певец на «Евровидении» занял 16-е место — и ничего, никакой трагедии? Даже странно. Где агрессивная депрессия отечественных массмедиа, где истерические крики: «Засудили!», «Докатились!» Нет, поворчали, конечно, посетовали, но как-то благопристойно, за исключением тех изданий и источников, где благопристойность неприемлема в принципе.
Или ну не стали наши чемпионами мира по хоккею и даже не заняли второго места. И опять же, по моим наблюдениям: почти тишина, спокойствие. Проиграли так проиграли, в другой раз повезет.
Тем более что большинство матчей центральные каналы почти не показывали, не считая, видимо, важным. Может быть, так надо? Может, именно в этом великая сермяжная правда? Это я, хоть и цитирую, но говорю без всякой иронии.
А премьер-министр без устали тестирует отечественные автомобили, которые заведомо хуже импортных, — но где шквал сарказма? Где обличители отечественного автопрома? Конечно, они есть, но по сравнению с прежними временами — совсем не то. Хор ослабел, энергия утихла.
Не вопят «караул!».
Как и о других неприятностях.
Что у нас еще не заладилось?
У нас каждый день что-нибудь не залаживается.
Фильм неудачный вот вышел. И даже два подряд. Пошумели, само собой. С личными выпадами в том числе. Но как-то… Не дерзко, без огонька. А года два назад в порошок бы стерли.
Причем с обязательным уклоном: «Да разве у нас что может быть хорошего?!»
Кстати, может: гимнастки недавно отличились, Шарапова у кого-то там выиграла.
И в области балета ничего себе, танцуют. И в области литературы — целых сорок книг набрали, достойных премии «Большая книга». Будет в финале меньше, но набрали же! Сорок книг, достойных если не награды, то прочтения.
К чему я это?
К тому, что наше отчаяние перестало быть таким самоуничижительным, а восторги перестали отдавать легкой формой шизофрении.
Мы как-то утихомирились — если не черпать эмоциональные силы только из Интернета. Еще недавно было категорическое: только первые, только главные, только самые! Победили — ликуем, проиграли — национальная трагедия. Поскольку у нас великая страна. И все великое — и радость, и горе.
И вдруг, вижу я, до многих доходит простая мысль: все страны великие по-своему. Может, важнее быть нормальной страной? Без величия? И я начинаю грезить: страна в одночасье вылечилась от одного из самых страшных своих недугов: комплекса неполноценности. Именно этот комплекс заставляет болезненно реагировать на самые мелкие поражения и захлебываться слюной при самых мелких победах. Речь не о наших действительно больших болях, бедах и страстях, тут успокаиваться грех. А вот насчет этой текучки всяких соревнований, конкурсов и т.п. — может, мы уже вменяемые?
Жаль, если мне это только кажется.
Правда, остается еще вопрос: отчего, собственно, это? Если выздоровели и по-хорошему успокоились, то дело доброе. А если устали?
Или, того хуже, отчаялись?
Честное слово, не знаю.
Чувствую, что-то происходит, а что, не пойму. Для того и пишу, чтобы другие подсказали.
Комментарии