Участие ХАМАС в выборах с демократией никак не связано

Участие ХАМАС в выборах с демократией никак не связано

Бывший глава МВД Израиля Натан Щаранский о событиях на Ближнем Востоке

Один из самых известных советских диссидентов, бывший глава МВД Израиля Натан Щаранский за последние 5 лет написал две книги, в которых доказывал, что демократия необходима всем странам мира. В последние полгода мечта Щаранского неожиданно стала сбываться на Ближнем Востоке, который захлестнула волна революций. О том, насколько демократия подходит для этих государств, привыкших к авторитаризму, «МН» рассказал сам Щаранский. С 2009 года он возглавляет еврейское агентство «Сохнут», которое занимается связью Израиля с диаспорой.

- Египтяне свергли стабильный режим Мубарака. Теперь там хаос, звучат призывы пересмотреть мирный договор с Израилем. Надо ли было менять обеспечивавший стабильность режим на такую демократию?

- В свое время Рональд Рейган назвал СССР «империей зла», а его оппоненты утверждали, что Советский Союз необходим ради сохранения стабильности в мире. У Сталина в 37-м году была стабильность? Что такое стабильность вообще?

- Стабильность - это когда в Египте не взрывают израильскую ветку газопровода, а в Сирии танки не стреляют в демонстрантов.

- С Египтом у нас (у Израиля. - «МН») подписан мирный договор, поэтому нет войны - и это хорошо. Ну, войны у нас нет и с Сирией, с которой у нас нет никакого мирного договора. «Стабильная» Сирия, не заинтересованная в открытой военной конфронтации с Израилем, поддерживает боевиков шиитского движения «Хизбалла», которые, в свою очередь, обстреливали ракетами нашу страну в ходе Второй ливанской войны в 2007 году. В «стабильном» же Египте в годы правления Хосни Мубарака нас ненавидели больше, чем во всех остальных арабских странах. Египет давно уже превратился в центр мирового антисемитизма: литература, газетные статьи, репортажи по телевидению, блоги в Интернете - все это там буквально брызжет ненавистью к Израилю и всем евреям. После того как был подписан мирный договор, официально ненавидеть Израиль власти уже не могли и поэтому переключились на «Протоколы сионских мудрецов» и «мировую еврейскую закулису», которая правит миром.

Любому тоталитарному режиму для того, чтобы контролировать общество, необходим внешний враг. Поэтому даже во времена «разрядки» советская пропаганда говорила о великом противостоянии идей социализма и империалистического лагеря. Так что эта стабильность была ложная.

- А теперь даже ложной нет. Зато есть демократия - и полная неопределенность с будущим Египта.

- Ну, какая это демократия... Демократия - это процесс, который занимает очень много времени, а то, что там сегодня происходит, пока что с демократией имеет мало общего.

Я об этом много спорил с Джорджем Бушем-младшим. Он говорил, что участие движения ХАМАС в выборах в Палестинской автономии соответствует демократическим принципам. Я ему отвечал: «Если ты веришь тому, что я написал в своей книге, поверь и в то, что участие организации ХАМАС в выборах с демократией никак не связано». В настоящей демократии выборы - это финал процесса, а не его начало.

Буш, кстати, был отличным агентом по продаже моей книги «В защиту демократии». Когда он сказал: «Если вы хотите составить представление о том, что я думаю по поводу внешней политики, то прочитайте книгу Щаранского», на интернет-сайте Amazon она поднялась с 86-го на 2-е место в течение одного часа. Тем не менее то ли он сам не дочитал мою книгу, то ли не все там понял...

-Когда же в Египте установится настоящая демократия, которая соответствует принципам, описанным в ваших книгах?

- Это зависит от свободного мира. Если он будет, что называется, сидеть, свесив ноги, на заборе, я думаю, через год в Египте возникнет новый тип диктатора, который будет опираться на армию и «Братьев-мусульман». Одни только США ежегодно выделяют Египту $2 млрд в виде финансовой помощи. Это - очень мощный рычаг давления.

- Но без финансовой помощи в Египте настанет хаос. «Братья-мусульмане» покажутся образцом политической умеренности.

- А я и не говорю, что помощь нужно прекращать. Ее можно перенаправить, например, в неправительственные организации, которые занимаются экономикой страны, или в частный сектор, университеты. Египетское общество жаждет жить в условиях свободы, и Запад должен в этом помочь, а не позволять «Братьям-мусульманам» извлекать выгоду из создавшейся ситуации.

- А вы уверены, что они этого действительно хотят? Что ценности демократии на самом деле универсальны и необходимы всем?

- Люди разных народов мира, вне зависимости от их национальности, ментальности и культуры, не желают жить в страхе. Либо правитель зависит от волеизъявления своего народа, либо народ зависит от него. Третьего не дано. Страх в итоге порождает двоемыслие, когда человек, может, и говорит угодные власти слова, но думает все-таки иначе. Люди не любят жить в таком состоянии, и когда у них появляется возможность выбирать, они всегда выбирают свободу. Именно в этом заключается идея универсальности демократии - нежелание людей жить в страхе. Нежелание жить в страхе присуще и арабскому миру. Пример этого мы и наблюдаем в Египте, Сирии, других странах Ближнего Востока и Северной Африки.