Отставка с поста спикера СФ развязывает Миронову руки
Все упирается в то, каким образом поведет себя дальше руководство «Справедливой России».
Депутаты-единороссы из питерского ЗакСа в среду отправили в отставку спикера Совета Федерации Сергея Миронова. В принципе, это было предсказуемым событием как финальный акт противостояния, которое развернулось в последнее время между «Единой» и «Справедливой Россией».
«СР» неожиданно для единороссов стала одним из их основных оппонентов
Будучи изначально порождением власти, «СР» очень неожиданно для единороссов стала одним из основных оппонентов партии власти в электоральной борьбе. Причем, если на федеральном уровне это еще воспринималось более-менее нормально - как своего рода эксперимент с выстраиванием двухпартийной системы, то на региональном уровне представители «ЕдРа» восприняли успехи справороссов как угрозу своим статусным позициям и «карьерным горизонтам». Уже на первых выборах, в которых приняла участие «Справедливая Россия», стало понятно, что в электоральном смысле главным соперником «партии власти» являются не коммунисты или ЛДПР, а именно партийная организация, возглавляемая Сергеем Мироновым. Естественно, что эсэры были тут записаны в аппаратные враги «ЕР».
На самом деле это объясняется достаточно просто. Изначально планировалось, что «Справедливая Россия» должна была начать отбирать на выборах голоса у коммунистов и вообще «окучивать» левоцентристский электорат. Однако вскоре выяснилось, что серьезно побороться за коммунистический электорат у «СР» не получилось. Вместо этого она начала перетягивать к себе голоса тех, кто раньше голосовал за «Единую Россию». То есть позиционируя себя как «вторая партия власти» (а в ходе последней думской компании лидеры справороссов чуть ли не открыто говорили об этом), они стали откалывать сторонников-левоцентристов, но не у коммунистов, а у «Единой России». Если говорить метафорически, то «электоральное ядро» КПРФ оказалось справороссам «не по зубам». В отличие от электорального ядра «партии власти». Я отнюдь не являюсь апологетом наших коммунистов, но следует объективно признать, что свои 15-18% на выборах они всегда получат. Это непоколебимые сторонники, которые всегда принципиально голосуют за КПРФ. И переубедить их очень сложно.
К определенному моменту стало понятно, что «Боливар не выдержит двоих»
Поэтому электоральный эксперимент с размыванием ядра коммунистов был признан неудачным. Вместо этого «ЕдРо» получила еще одну головную боль на выборах. Не говоря уже о том, что существование второй партии власти изначально было невыгодно для единороссов. Поэтому к определенному моменту стало понятно, что «Боливар не выдержит двоих», а партия власти может быть только одна. Компромисса найти не удалось, и то, что мы с вами сегодня видим, является результатом данного прозрения. А то, что это произошло незадолго до старта предвыборной думской кампании, вполне логично.
У «Справедливой России» были хорошие электоральные шансы. Что будет с ними теперь, после того как лидер партии утратил свое высокое положение в системе власти, - это дискуссионный вопрос. Все упирается в то, каким образом поведет себя дальше руководство «Справедливой России». Если оно уйдет в глухую молчанку, то мы вообще можем больше не увидеть эту партию в парламенте. Если же Миронов продолжит активную публичную политическую деятель, то не исключено, что благодаря имиджу пострадавшего от партии власти он сможет (при этом не имея уже никакого отношения к правящему истеблишменту) развернуть оппозиционную деятельность с хорошими электоральными перспективами.
Теперь Сергей Миронов однозначно позиционируется как оппозиционер
Для действующего лидера партии, да и для нее в целом как партийной структуры, случившееся в стенах питерского ЗакСа может иметь самые разные и непредсказуемые последствия. С одной стороны, происшедшее - это серьезный удар. А с другой - отставка с поста спикера и переход в более жесткую оппозицию к «ЕР» развязывают Сергею Миронову руки. При одном условии: если он действительно готов продолжать дальше заниматься публичной политикой. Конечно, произнесенная им вчера пламенная обличительная речь против доминирования одной партии во многом является заявкой на переход в более жесткую оппозицию. Потому что после сказанного было бы странно, если бы Миронов вдруг попытался «отыграть назад», изображая лояльность партии власти. Поэтому я не исключаю, что экс-спикер Совфеда готов идти на реальное обострение. Более того, не удивлюсь, если на этот счет даже есть некая договоренность. Просто теперь «Справедливая Россия» действительно станет партией, борющейся за левый центр. И она уже больше не сможет представить дело таким образом, что «СР» является второй партией власти. Что, в принципе, может пойти ей только на пользу.
Еще раз повторю, мог иметь место аппаратный размен: единороссы лишили Миронова места председателя верхней палаты Федерального Собрания РФ и сказали ему: «Действуй! Мы тебе развязали руки». Потому что, даже если «Справедливая Россия» наберет значительное количество голосов на выборах, она все равно останется партией, достаточно лояльной Кремлю, или другими словами - партией конструктивной оппозиции. Получается компромисс, когда «и волки сыты, и овцы целы». С одной стороны, удовлетворено недовольство руководства «Единой России» по поводу того, что справороссы эксплуатируют бренд партии власти. А с другой - теперь «СР» легче выполнять ту функцию, для которой она изначально и предназначалась. То есть играть на электоральном поле левой оппозиции. Теперь Сергей Миронов однозначно позиционируется как оппозиционер. Я бы не ставил под сомнение искренность обличительного пафоса, направленного против доминирования одной партии и возрождения в ней худших черт советской однопартийности, но все же сделал бы поправку на то, что это большая политика.
Комментарии