Судьба русских на Кавказе. Что ждать от ближайшего будущем
На модерации
Отложенный
В ряду кавказских республик Карачаево-Черкесия еще совсем недавно считалась самой спокойной. Но события последних месяцев заставили в этом усомниться.
Недавно экстремисты подожгли самый древний христианский храм на горе Шоане, разбили стелу, на которой изображен Георгий Победоносец, и это уже далеко не первый акт злодеяния в отношении православных святынь. Осенью прошлого года несколько из них также подверглись поджогам.
От слов – к делу
Заговорить об определенных тенденциях заставил драматичный случай в станице Преградной, где представители карачаевского населения после небольшой стычки напали на дом русского парня. Чтобы защитить жену и своих маленьких детей, Евгений Стригин вынужден был стрелять из ружья. Сначала вверх, потом в сторону машин нападавших. Этот выстрел оказался роковым – погиб один из погромщиков. После этого случая около 300 соплеменников убитого вышли на улицы с требованиями выселить всех русских из казачьего Урупского района. Сейчас над Стригиным идет суд, и парня пытаются представить как стрелявшего из хулиганских побуждений, а не как превысившего пределы необходимой самообороны.
Общественность пытается защитить семью Евгения. Направлены письма в самые высокие инстанции.
О том, как стали возможны подобные межнациональные столкновения и можно ли перебороть крайне тревожные тенденции, мы беседуем с известным специалистом по Северному Кавказу и межнациональным отношениям, государственным советником Российской Федерации II класса, председателем Общественной палаты Ставрополя, координатором общественно-политического движения «РЕКА» (Русское единство Кавказа) Сергеем Поповым (на фото вверху).
– Сергей Иванович, почему такое произошло на исконно казачьих землях? Почему казаки, в отличие от событий в Зеленокумске, не вмешались?
– Как ни горько это отмечать, но казачество сейчас переживает далеко не лучшие времена. Это тянется еще с 90-х годов: казакам не дают в полной мере проявить свой потенциал, с оружием в руках защищать свои земли.
К тому же наметилась еще более опасная тенденция – искусственное разделение казаков и русских. Почему слово «русский» публично произносить нельзя, а «казак» – сколько угодно?! А без поддержки большинства русского населения региона сами казаки не могут себя защитить еще и по причине собственной междоусобицы.
Считаю, что казаки должны определиться. Если они считают себя неотделимой частью русского народа, его истории и культуры, то должны всецело поддержать стремление подавляющей части населения России вернуть в Конституцию страны понятие «государствообразующий русский народ» и плотно взаимодействовать со всеми русскими и славянскими организациями.
– Но ведь на самом высоком уровне и, в первую очередь, из уст полпреда в СКФО Александра Хлопонина мы постоянно слышим о жизненной необходимости сохранения на Северном Кавказе русского населения…
– Увы, пока это только слова. Понимания того, что русские в республиках – как прожилки у зеленого листа, нет. Пример этого – полное игнорирование правозащитниками рекомендации президента России Дмитрия Медведева заняться вплотную проблемами дерусификации Северного Кавказа.
Моноэтнизация или?..
– Сергей Иванович, две республики в СКФО (Чечня и Ингушетия) уже превратились в моноэтнические. Не грозит ли то же самое и КЧР, где наряду с русским остро встал и черкесский вопрос?
– Да, в республике ситуация очень непростая.
И не только для русских. Много противоречий и в среде традиционных мусульман. Тому подтверждение – убийство ректора исламского института Исмаила Бостанова, которое совершено, на первый взгляд, вполне респектабельными представителями традиционного ислама. А территориальный раскол между черкесами и карачаевцами, спор о необходимости которого возникает в республике, приведет к образованию новых этнических анклавов, бесперспективных с экономической точки зрения.
– Не секрет, что упор в стратегии развития СКФО сделан на экономические факторы. Дескать, если будет решена проблема безработицы, если повысится общий уровень жизни, в регионе проявлений экстремизма и терроризма станет значительно меньше. А вы как полагаете, должное ли внимание уделяется «наверху» межнациональным проблемам округа?
– Судите сами. Несмотря на то что Северный Кавказ продолжает оставаться самой проблемной территорией страны, в последнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию России ему не уделено ни строки!
Теперь о стратегии социально-экономического развития округа. В ней настораживает такой пассаж: «… при всем разнообразии возможных сценариев развития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках, а также Республике Северная Осетия весомой этнокультурной компонентой вплоть до 2025-2030 годов…»
То есть стратегия признает тот факт, что русские, русский язык и культура, возможно, останутся в этих республиках еще пару десятков лет, но в Дагестане они перестанут быть весомой этнокультурной компонентой в ближайшее время…
При всем при том та часть стратегии, что посвящена именно межнациональным проблемам, прописана очень слабо.
– Тот факт, что православных в округе раскололи, образовав из одной большой епархии три маленьких, вы как расцениваете?
– Это разделение настораживает, но многое будет зависеть от новых руководителей епархий. К сожалению, миротворческая работа, которая проводилась при бывшем Владыке Феофане, не затрагивала конкретных судеб православных граждан. Храмы построены, но поток русских, уезжающих из республик, не ослабевает.
– Ваш прогноз будущего округа?
– При сохраняющейся явной недооценке русского вопроса ничего позитивного нас не ждет. К тому же сейчас как на федеральном, так и на региональном уровне нет реальной политической силы, способной справиться с раковой опухолью коррупции, порождающей на Северном Кавказе экстремизм и терроризм, и приступить к проведению реальных социально-экономических и общественно-политических преобразований.
Только самоорганизация русских в регионе и наличие ответственного за их судьбы руководства Ставрополья может изменить ситуацию к лучшему.
А что касается фактов вандализма по отношению к православным храмам в соседней Карачаево-Черкесии, то «РЕКА» отреагирует на них организацией актов протеста совместно с общинами и землячествами выходцев из КЧР в крае. Всем надо понимать, что межнациональные конфликты регулируются в течение десятилетий, а межконфессиональные – на порядок дольше. До этих событий нам удавалось удержать межконфессиональную ситуацию в регионе. Надеюсь, что и в этот раз мы поймем друг друга. А лично я расцениваю последний поджог храма как реакцию националистических отморозков из КЧР в ответ на цивилизованную попытку защитить в прессе русскую семью из Урупского района КЧР.
Комментарии
Безусловно, его осудят. Прав он или неправ, иначе месть будет продолжаться.
Плохо то, что его семья теперь останется беззащитной. Особенно опасно положение девочек.
Женя такая же жертва, как и мы с вами, русские. Просто ему не повезло жить и работать во враждебном стане. Виной сему, прежде всего, Жидо-массонское ярмо, что накинули на нас Чужие.
Пока их не скинем не видать нам счастья.